В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского

«С чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни?
Какое начало положу я, Христос, нынешнему рыданию.
Но Ты, как Милосердный, даруй мне оставление прегрешений»

Этими замечательными словами начинается Великий покаянный канон архиепископа Андрея Критского. По традиции Православной Церкви первые четыре дня Великого поста за вечерним богослужением читается это литературное творение Критского святителя, чтобы разбудить в каждом слушающем покаянные чувства и тем самым привести к раскаянию.

 В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского

На протяжении четырех вечеров в кафедральном соборе духовенство вместе с прихожанами внимали словам этого духовно-литературного труда. Чтение канона возглавлял ключарь собора протоиерей Сергий Первушин. Ему сослужили: иеромонах Серафим (Максимов), иерей Максим Абдулхасанов, диакон Владимир Бартоль, диакон Алексий Александрович. Песнопения исполнял архиерейский хор под управлением Анны Затай. Песнопения и чтения Великого повечерия исполнял клирос кафедрального собора.

 В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского

Святитель Андрей, архиепископ Критский

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки.

Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем патриархии — нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на VI Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685–695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх — богослов, учитель и гимнотворец.

Святитель Андрей написал много богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы — канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий Покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые «мефимоны») и полностью — в четверг на утрени пятой седмицы.

Святитель Андрей Критский прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии Недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения.

Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники.

О времени кончины святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие — 726 год, но наиболее вероятная дата — ок. 740 г. Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.

«Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например:

Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни...

— мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное и в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех прежде всего есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу, или, другими словами — отказ от жизни для Бога и по Божьему. Мы понимаем, что корень греха — это отклонение нашей любви от высочайшего ее объекта. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой.

Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Для того, чтобы по-настоящему «услышать» Великий Канон, требуется, конечно, знание Библии и способность усваивать значение библейских образов. Если в наши дни столь многие находят его скучным и не относящимся к нашей жизни, это происходит оттого, что вера их не питается из источника Священного Писания, которое для Отцов Церкви было именно источником их веры. Мы должны вновь научиться воспринимать мир таким, каким он открывается нам в Библии, научиться жить в этом библейском мире; и нет лучшего способа научиться этому, как именно через церковное богослужение, которое не только передает нам библейское учение, но и открывает нам библейский образ жизни.

Вот почему постный путь начинается с возврата к «исходной точке», к Творению мира, Грехопадению, Искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается».

протопресвитер Александр Шмеман

 В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского  В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского  В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского  В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского  В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского  В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского  В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского  В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского  В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского  В Вознесенском кафедральном соборе завершили чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»