Великий канон преподобного Андрея Критского. Приводим размышления иерея Евгения Садовского
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сёстры, я хотел бы поприветствовать вас и сказать несколько слов о Великом посте. Это время совершенно удивительное, время спасительное. Каждый из нас, живя в храме, живя в Церкви и одновременно в миру, прекрасно знает, как человеку тяжело обрести Бога, идти навстречу Ему. Иногда люди унывают, иногда отчаиваются, но верующий человек, несмотря на все сложности, которые происходят в жизни, имеют главную цель, на которую ориентируется — это Евангелие и Сам Иисус Христос, Кому мы должны подражать. Открывая удивительные тексты Священного Писания, мы видим, каким должен быть человек, какими мы все должны быть. И, самое главное, — чего же ждёт от нас Господь? А ждёт Он нашей любви, стремления к Нему, для этого Он и пришёл на землю.
Перед началом поста мы слышим Евангельские притчи о блудном сыне, о Страшном Суде, мытаре и фарисее и рассказ о Закхее-мытаре. И, конечно, чем бы мы ни занимались в повседневной жизни, мысленно мы обращаемся к этим образам, к этим идеальным картинам, которым пытаемся по мере наших возможностей подражать. Церковь знает, что согрешил наш праотец, а мы, его потомки, носим в себе эту ржавчину. И хотя Христос избавил человека от греха и смерти, всё равно, первородный грех в том или ином виде присутствует в каждом из нас. Как бы ты ни хотел сделать что-то доброе, обязательно вмешаются обстоятельства, которые будут тянуть к плохому: недоброму слову, зависти, осуждению и т. д. И порой видишь, как при всём стремлении к добру, человек ошибается и падает. Церковь знает это и знает, что самому человеку невозможно избавиться от греха. Если полагаться только на самого себя, на свой опыт, свои знания, обязательно упадёшь. У святых отцов есть такое выражение: «наказание гордых падение их». Но мало сказать человеку, что он не прав, Господь наш и Церковь предлагают не только обличительные речи, но и дают возможность исправиться. Человека важно научить, как надо поступать, а не просто сказать, что он не прав.
Церковь и предлагает нам Великий пост, как некий временной промежуток, в который человек действительно может что-то в себе исправить. Но для этого нам нужно научиться слушать голос Церкви. Время поста — это время перемен. Если мы приходим в храм, то видим, что и в храме всё меняется, главное, меняется богослужение. Оно не похоже на то, к которому мы привыкли в течение года. Добрые христианки даже в быту стараются создать атмосферу, которая бы напоминала о посте, покаянии и приближающейся Пасхе. Но главные перемены, как я уже сказал, происходят в богослужении. Часто мы слышим от людей далёких от Церкви, что в Бога они верят, но в Церковь не ходят. Им не нужны богослужения, не нужны посредники, у них прямая связь с Богом. Конечно, чтобы обратиться к Богу, посредник не нужен. Бог для нас Отец, самый близкий и родной, кто только может быть в нашей жизни. Но без наставников и без наставлений мы не можем спастись, нам нужна помощь. Богослужения, которые совершаются в наших храмах почти две тысячи лет, имеют долгую историю. Они развивались, совершенствовались, пополнялись новыми молитвами, песнопениями, что-то отмирало и уходило, что-то Церковь приобретала. Для православного человека богослужение — это жизнь, это традиция, которая входит в нашу жизнь и помогает нам измениться. Великим постом первые четыре дня в храме читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Интересно, как появился этот канон, почему стал таким популярным, а ведь это литургическое творение, это молитва, которая совершается в наших храмах более 1200 лет. Преподобный Андрей жил в конце Vll — начале VIII века. Родился он в Дамаске, в Сирии, был образованным глубоким человеком, в юности принял монашеский постриг, потом отправился в Константинополь, где был рукоположен в диакона, а потом в священника.
Со временем стал архиереем и был направлен на остров Крит, где возглавлял Церковь и наставлял народ на путь спасения. Преподобный Андрей был человеком незаурядных способностей. Он был литературно одарён и составил канон, который со временем получил название великий. Он включает более 250 тропарей, это в десять раз больше, чем те, что мы слышим ежедневно в храме. Вчитываешься в этот удивительный канон, задаёшься вопросом: о чём святитель Андрей собирается нам сказать? Почему он называет себя грешным, к чему эти бесконечные переживания, которые наполняют сердце человека? В каноне приводится бесчисленное количество имён, образов из Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов. И самое удивительное, что это не просто пересказ библейских историй. Автор, опираясь на эти события, на личности, которые поминает в каноне, их страсти и их добродетели, переносит в собственную жизнь, пытается понять, насколько его душа соответствует или не соответствует этим образам.
Мы знаем, братья и сестры, что нет человека без греха, но спроси любого священника, о чём говорят люди на исповеди: делом согрешил, словом, помышлением, а так — я не хуже других, никого не убил, не ворую, не прелюбодействую. Для верующего человека велик соблазн посчитать себя достойным, потому что мы, как нам кажется, ходим в храм, постимся, поклоны делаем, на коленях стоим, правила читаем, много знаем. Но, на самом деле, мы очень далеки от Евангелия, и преподобный Андрей, как никто другой, хорошо это видел. Когда в жизни человека всё благополучно, он не вспоминает Бога, большинство стоящих здесь пришли не от хорошей жизни. Наши храмы в основном наполнены людьми, которые пришли к Богу в сознательном возрасте, пережив трудности, скорби, болезни. Редко встретишь человека, который долгим философским поиском обрёл Бога и пришёл в храм, чтобы прославить Христа. Как правило, Бога люди обретают через боль, болезни, скорби.
В каноне Андрея Критского мы можем заметить не только его внутренние духовные переживания, но и исторические параллели. В те времена, когда творил преподобный Андрей, Византийская империя переживала большие перемены, большие испытания. На протяжении нескольких столетий христианство было государственной религией и служило его благу. Сам Византийский император, будучи христианином, назывался благочестивым императором. И вдруг, несмотря на торжество Православия, стали происходить восстания, войны, государство стало сыпаться. Из-за персидского нашествия Иерусалим почти на 12 лет был потерян для империи. Крест Господень, величайшая святыня, обретённая ещё в четвертом веке императрицей Еленой, матерью благоверного императора Константина Великого, был потерян, место захватили, увезли в своё государство. Император вернул Крест, восстановил свои владения, но через два десятка лет случилось уже арабское нашествие, и дальше на протяжении почти столетия империя очень быстро сокращалась. Религиозная карта Средиземноморья изменилась, и сегодня Алжир, Сирия, Тунис, Египет, бывшие когда-то цветущими христианскими странами, теперь уже мусульманские. И вот видя, что происходят почти апокалипсические события, люди задумались — нет ли какой-то внутренней духовной причины для этих событий? Почему Господь их попускает? Человек неверующий будет в таких ситуациях винить всех и вся. Но человек духовный всегда ищет причину своих трудностей внутри себя, потому что сердце наше является источником всех наших бед, грехов, падений и ошибок.
И вот святитель Андрей как раз был одним из тех людей, кто, видя происходящее во внешней жизни общества, попытался философски, религиозно осмыслить это, и плодом этих размышлений явился этот канон. Он говорит о страстности человека, его несовершенстве и единственном способе исправления — это стремлении к Богу, служении Богу. Прошли столетия, и человечество за это время пережило много разных событий. Когда речь идет о нашем Отечестве, мы тоже можем сказать, что были эпохи взлетов и падений, было время, когда христианство цвело на Руси, и когда Церковь подвергалась жестоким гонениям. Но всегда и везде остаётся основной принцип: если мы хотим изменения в нашей жизни, мы должны обратиться внутрь себя. Мы должны видеть в своих бедах не кого-то, а именно самого себя. И главная причина бед — отступление от Бога. Это наша лень, косность, несовершенство. Слушая этот канон, хочется действовать, хочется что-то изменить в своей жизни. И очень важно, что мы выносим из храма, — это желание идти за Христом, исполнять Его заповеди. Поэтому важно вникать, что говорит нам Церковь. А язык Церкви — богослужение.
В первую седмицу поста все, слушая канон, вставали на колени, совершали поклоны. По уставу Церкви и церковной традиции на каждый тропарь канона, который когда-то пелся хором, а не читался, как сейчас, верующие совершали по три земных поклона. Сегодня мало кто выдержит такой труд, но очень важно смотреть не только на внешнюю сторону богослужения, а попытаться понять, что же говорит нам Церковь. И здесь нам в помощи и духовная литература, и интернет, и электронная библиотека, где можно найти любое богослужение, любое толкование. Очень правильно на таких службах, которые совершаются раз в год, не только делать земные поклоны, но и вникать в текст богослужения. Чтец и хор исполняют канон Андрея Критского на церковнославянском языке, но это не должно нам мешать вникать в смысл текста. В Греческой Церкви службы ведутся на древнегреческом языке, и греки стараются вникать в содержание и смыслы. А уж нам, русским, стыдно чего-то не понимать. Было бы здорово, слушая церковнославянский текст, иметь подстрочный перевод на русском языке. Вслушиваясь в слова канона, можно многое для себя понять, применить в своей жизни. Здесь мы встречаем много ветхозаветных персонажей, например, Авеля, Каина. Не зная Священного Писания, не поймёшь, о чём идет речь. Мы помним, что оба брата приносили Богу жертву, Авель приносил от чистого сердца, а Каин, видимо, надмевался, испытывал гордость, и его жертва не была принята Богом. Так и в нашей жизни. Когда мы собираемся что-то доброе сделать, важно, чтобы эта жертва была от чистого сердца. Такие, казалось бы, простые вещи могут помочь нам измениться, исправиться и обрести спасение.
Я желаю всем прихожанам, чтобы время поста мы использовали для образования своей души, своего сердца. И богослужения нам в этом помогут. Старайтесь как можно чаще постом бывать в храме, вникайте в тексты богослужений, не просто слушайте, а постарайтесь в них разобраться. Постараемся не пройти мимо этого величайшего сокровища. Беречь и хранить можно только то, что ты любишь, а любить можно только то, что знаешь.
Великий пост!!! Пусть он будет для всех добрым, постарайтесь провести его в молитве, и покаянии. Пусть Господь укрепит нас. Аминь.
- 997 просмотров