Великий канон прп. Андрея Критского

Протоиерей Сергий Викторович Первушин

Дорогие братья и сестры! Вновь Всемилостивый Господь сподобил нас вступить на поприще Великого поста — благодатного времени для нашего изменения к лучшему. Пока мы живы, ничего не потеряно. Наше спасение в наших руках. Господь каждому даёт время очнуться от греховного сна, принести плод покаяния и через это стать наследниками жизни вечной в царствии Своем. Церковь, как любвеобильная мать, хранит в своей сокровищнице те великие творения святых отцов — песнотворцев, которые направлены на то, чтобы пробудить нас от этого губительного сна. Одним из таких отцов церкви был преподобный Андрей Критский. Его великий покаянный канон принято читать по частям первые четыре дня великого поста. И ещё раз, но уже полностью, мы читаем его в четверг на пятой седмице.

Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?». Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения — от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть. Преподобный Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает, как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1). Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека. Если св. Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за лень и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5). Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой написана история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песне встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4). Единственный путь очищения для св. Андрея — во Христе, через трезвение, подвиг. Великий канон преподобного Андрея безусловно основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардийского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне. Иногда в околоцерковных кругах можно услышать мнение, что якобы св. Андрей Критский пережил сам все те грехопадения, о которых он пишет в каноне, иначе он не смог бы о них повествовать с такой силой и убедительностью. Мало что может быть смешней и кощунственней такого суждения! Святой потому и святой, что чувствует себя величайшим грешником, не будучи таковым на деле; посещения Божественной благодати делают самые малые пятна на его совести ужасными и отвратительными для него, и самые малые свои проступки он оплакивает, как великие грехопадения. А приведенное выше околоцерковное мнение — это своеобразное отражение житейской псевдо-мудрости: «Надо все испытать самому, чтобы понять». Отнюдь не обязательно…

Великий канон св. Андрея Критского — это возможность увидеть себя такими, какими видит нас Господь. То, что нам дано в Покаянном каноне преподобного Андрея Критского, является библейским, церковным, можно даже сказать, вселенским опытом покаяния, мучительного совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава во веки.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»