В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

Великопостные размышления в Неделю IV Великого Поста. Преподобного Иоанна Лествичника.

Иерей Евгений Кайдаш

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Словами утешения и ободрения Святая Церковь подкрепляет тех из нас, братья и сестры, кто твердо и радостно несет бремя поста, приносящего душе спокойствие и сознание исполненного христианского долга. Прошедши половину святого поста и взирая на Честный и Животворящий Крест Господень, укрепляющий наши слабые силы, будем стремиться и прочее время поста скончать без всякого порока.

Когда человек начинает какое-либо дело, а в особенности богоугодное, то встречает трудности, огорчения, опасности, но когда труд приближается к благополучному концу, то обретает радость и довольство душевное от исполненного благого дела. Так воин, отправляясь на брань, переживает душевные муки, страхи, смущения, мрачные предположения, но когда благополучно возвращается живой и здоровый на свою родину, к своим близким, да если еще и с наградою, то забывает понесенные труды и невзгоды, опасности и лишения, и вспоминает прошедшее с чувством исполненного долга. Так и мы, братья и сестры, понесем многие труды поста и воздержания, постараемся до конца совершить сей спасительный путь. С молитвой обратимся ко Господу об укреплении наших сил и даровании помощи, чтобы встретить радостно светлое Христово Воскресение, когда мы в духовном веселье забудем все тяготы великопостных трудов. Дай Бог подойти нам к Святой Пасхе в радости совершенного подвига, который мы намечали в начале Поста, стараясь постоянно молиться, строго поститься, надеясь освободиться от того греха, что нас держит в духовной темнице.

Великую радость обещает нам святой Иоанн Златоуст, говорящий в своем пасхальном слове: постившиеся и не постившиеся, трудившиеся и ленивые — все приидите, потому что Господь равно приемлет всех, одним Он отдает долг, другим — подает дар Своей любви. И поэтому, как бы мы ни устали, пройдем эти последние недели Поста с бодростью и терпением, пойдем шаг за шагом к свету Воскресения, дабы и нам просветиться светом Божественного бытия.

Сегодня мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника. Церковь обязана этому святому тем, что он оставил для всех христиан великое духовное сокровище — книгу «Лествица, возводящая на небо», руководство к восхождению от земли на небо, из глубины греха до вершины любви Божией и соединения с Господом. «Лествица» состоит из тридцати глав — ступеней, ведущих в Царство Божие, и воистину есть лестница спасения.

Преподобный Иоанн зовет нас на этот путь: «Идите и не оборачивайтесь назад; если упадете, поднимайтесь и продолжайте путь». Содержание «Лествицы» глубоко, образно, полно спасительной силы. Он пишет о посте: «Как откормленная птица не может лететь к небу, так и человек, который служит плоти, не может спастись».

В начале восхождения по «лествице» святой Иоанн нам говорит: «Не за то, братия, будем мы осуждены, что не совершали чудес, но за то, что не плакали о грехах своих». Вот где начинается наше спасение. Вспомним, о чем мы последний раз плакали в нашей жизни? Не об утратах ли, не об оскорблениях ли, которые приносят нам окружающие, не о болезнях ли наших, не о том ли многообразном горе, которое встречается нам в жизни. Но все эти слезы не соединяют нас с Богом. Единственное несчастье нашей жизни, достойное слез, — это грех, к которому мы порой нечутки, забываем его легко, мало о нем скорбим. Грех убивает наши отношения с людьми и Богом. Вот почему в самую сердцевину нашего спасения святой Иоанн Лествичник ставит призыв о том, чтобы мы плакали о своих грехах. Но, чтобы плакать, нужно ужаснуться о содеянном, о том, что мы могли так поступить; нам нужно воззвать ко Господу, прося исцеления, очищения, милости и прощения. И осознание невыносимости того, что мы оскорбили Господа и этим удалены от Него, сознание совершённого нашего духовного преступления — убийства грехом своей души — могут исторгнуть из наших глаз очищающие слезы, и тогда мы сможем сказать: «Каюсь, Господи, прости!» и в этих слезах омоемся от грехов своих.

Святой Иоанн призывает к разумной умеренности и постепенности в восхождении к верхней ступени нравственного совершенствования. Борьба с пороками и грехами увенчивается успехом, когда в ней бывает постепенный переход от меньшего к большему, в зависимости от наших духовных и телесных сил. После длинного пути «лествицы», проходимого со смирением и целомудрием, после труда обуздания невоздержанного языка, после поста и молитв — человек восходит на последнюю ступень — высоту любви. Любовь благостная, прощающая и мирная встречает подвижника в Небесной Обители.

«Лествица», эта мудрая христианская книга, должна быть нашей настольной, к которой мы можем обращаться во всей жизни, используя ее к своему спасению.

Жизнеописание святого Иоанна Лествиничника коротко, но оно в малом вмещает многое. Вот как протекала его жизнь: с юных лет он возлюбил Господа, и, хотя имел большие дарования и ученость, оставил мир и удалился в иноческую обитель на Синае. Двадцать лет в трудах и смирении он пребывал в монастыре в послушании у опытного наставника, отсекая свой разум и свою волю. Когда наставник отошел ко Господу, то святой Иоанн, желая большего духовного совершенства, уходит из монастыря и предается безмолвию в уединенном месте. За сорок лет, проведенных в строгом воздержании и подвижничестве, в непрестанной, слезной молитве и богомыслии, он сподобился особых дарований от Бога: прозорливости и чудотворения. Потом, когда необходимо было в монастыре избрать настоятеля, братья единодушно обратились к святому Иоанну с просьбой стать игуменом.

Как новый Моисей он сошел с горы уединения и богосозерцания и за четыре года, проведенных в монастыре, даровал братии свою святую «Лествицу», как богописанную скрижаль Моисея. Вот и все течение жизни святого. Можно заметить, что святой Иоанн восходил к совершенству следующими добродетелями: оставлением мира, послушанием воле наставника, а затем безмолвием, сделавшим его достойным особых Божиих дарований. Эти степени восхождения к духовному совершенству общие для всех святых. Те же степени добродетели ко спасению нужно пройти и всем нам, если мы желаем не только казаться христианами, но и быть ими на самом деле, если желаем спасения.

Но можно подумать, что жизнь монаха-пустынника и мирянина несопоставима, и мы хотели бы подражать жизни святых, но находимся в других обстоятельствах. Действительно, тех степеней духовного восхождения, которые проходил святой Иоанн, в том же виде мы пройти не можем. Но мы, братья и сестры, можем пройти их так, как они могут быть пройдены в миру, то есть в другой форме, но в том же духе и силе. Сам святой Иоанн писал: «Как могут подражать миряне инокам? Все доброе, что только можете делать, — делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, не лгите, ни перед кем не возноситеся, не оставляйте Церковь, подавайте нуждающимся, будьте довольны тем, что у вас есть, удаляйтесь от зла». Бог хочет спасти всех: монахов и мирян; мудрых и неразумных; юных и старых; немощных и здоровых; то есть всех нас, грешников. Все мы можем сделаться подражателями святого Иоанна Лествичника, окрепнув в добрых делах, в молитве и благочестивом размышлении, в трудах доброделания.

Святой Иоанн отрекся от мира и удалился в Синайскую обитель. Мы же с вами, братья и сестры, ревнующе о своем спасении, должны оставить греховное и страстное житие, ибо мир — это и есть образ греховной жизни. Кто оставляет грехи и стремится жить свято, тот совершает то же, что и оставляющий мир инок, то есть становится иным для мира. В посте и искреннем покаянии, в плаче о своих грехах как о единственном несчастье, достойном наших слез, вступим на духовную «лествицу», возводящую на небо. Чтобы вступить на лестницу, надо обязательно оторваться от земли. Так и нам нужно сделать первый шаг, то есть оторваться от своих страстей и пороков и устремиться к деланию добродетелей. Святой пророк Давид наставляет нас: Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33).

Действительно, мало только уклоняться от злых дел и греховной жизни, нужно обязательно сотворить плоды покаяния, то есть, покаявшись, начать изменение своей жизни, идя из глубины греха к совершенству, к соединению с Божией добродетелью.

Святой Иоанн нес труд послушания под руководством старца. В жизни христианина в миру послушание должно состоять в исполнении заповедей Божиих, которыми определяется жизнь каждого из нас. Спасительно послушание Святой Церкви, когда от юности до старости мы действуем не по своей воле, а по Божиему повелению. Святой Иоанн имел наставника, а наши наставники — пастыри Церкви. Если мы будем просить их советов и исполнять их, то этим мы исполним не свою волю и даже не волю священника, а наставление Евангелия и святой Божией Церкви.

По примеру святого Иоанна Лествичника будем и мы стараться пребывать в безмолвии, в удалении от всех развлечений, чаще пребывать в уединении, с целью устранения мысленного развлечения. Удаление от всех людей невозможно, но внутреннее уединение в наших силах. Его возможно достигнуть, всячески заботясь о том, чтобы как можно чаще входить во внутреннюю клеть своей души и там наедине предаваться Богу. Дома ли вы, в пути, на работе или в храме, обращайте мысленный взор со вниманием в свое сердце, не отрывайте око ума от лицезрения Божия.

Но, пока страсти и греховные привычки гнездятся в сердце, нельзя обрести безмолвие. И только после длительного труда по исполнению заповедей Божиих и доброделания рождается в душе тишина и единение с Богом, в нее входит покой, который погружает в такое безмолвие, что можно не заметить, как идет время. Бывает, что в конце службы, несмотря на внешний труд, людям в храме жаль оставлять молитву, которая дает блаженную, сердечную теплоту и благое настроение.

Каждый из нас, братья и сестры, может сделаться совершенным подражателем подвигов святого Иоанна Лествичника — если будем утеснять плоть, не ослабевать и не лениться, уклоняться от зла и творить благо. Очистив сердце от страстей, сможем в полноте любви и духовной радости узреть Бога, ибо сказано в заповедях блаженства — чистые сердцем Бога узрят. Мужественно и бодро пойдем по духовной лестнице Великого поста, чтобы, укрепляясь от силы в силу, с помощью Божией на вершине этого восхождения достигнуть того совершенства, к которому призывает и обязывает нас Господь, говоря: «Будите убо вы совершени, яко же Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»