Вход Господень во Иерусалим
Неделя Цветоносная. Вербное воскресенье
С Праздником дорогие братия и сестры!
Сегодняшний праздник мысленно переносит нас к тяжелым последним дням земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. На другой день после чудесного воскрешения из мертвых своего друга Лазаря Господь Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим.
Многочисленные толпы народа следовали за Христом и шли Ему навстречу. На горе Елеонской, перед входом в город, Он остановился и послал двух Своих учеников Петра и Иоанна в селение, бывшее на пути, сказав им: Там вы найдете осленка, на которого еще никто из людей не садился, отвяжите его и приведите, и если кто спросит вас, что вы делаете, отвечайте, что он надобен Господу.
Ученики пошли и все сделали так, как повелел им Иисус. Привели осленка, и Христос, сев на него, направился в Иерусалим, согласно пророчеству Захарии, предрекшего: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).
Пророк этими словами явил, что истинный Царь Сиона не явится пред людьми страшным и грозным правителем, сопровождаемым множеством жестоких воинов, а, напротив, Он в обличии смирения, бедности и скромности войдет в Свое Царство, сидя на осле. Иисус, праведный Царь, пришел спасать в кротости, как Сам Господь говорит о Себе: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Святой Григорий Палама пишет: «Итак, воскресив Лазаря из мертвых, Царь, воссев на осля, вошел, таким образом, в Иерусалим; все же люди: дети и старцы, мужчины и женщины, — немедленно потекли к Нему как к Животворцу и Победителю смерти, простирались ниц, а затем в согласии воспевали: Осанна, сыне Давидов! Благословен грядыи во имя Господне! Осанна в вышних! Хвалебная песнь Осанна воссылается Богу, ибо в переводе она означает: „Спаси, Господи“. Прибавив же в вышних, они показали, что не только на земле от людей, но и на небесах от ангелов воспевается Сын Давидов».
Многие из приветствовавших Спасителя в восторге снимали с себя верхние одежды и постилали их на пути Христа, другие срезали ветви финиковых пальм, которые являются символом победы, и также постилали их на пути, и все в один голос, даже и малые дети, восклицали: Осанна, благословен грядыи во имя Господне, Царь Израилев, осанна в вышних!
Так народ, одухотворенный Святым Духом, по младенческому беззлобию, воссылал Господу хвалу, ликуя, что Он оживотворил четверодневного мертвеца Лазаря, тем явив себя как Бог. Господь смиренно принимал прославление и воспевание Его, потому что знал: Если умолчат сии, то камни возопиют (Лк. 19, 40).
А книжники и фарисеи негодовали, эти злобные люди не поняли пророчества: Из уст младенец и ссущих свершил еси хвалу. Ученые книжники не могли понять, что возвещенный прежде приход Спасителя на Землю сбывается ныне пред их очами. Они, как слепые, не хотели видеть многочисленных чудес Господа — исцеления болящих, воскрешения мертвых. Их земная и надменная мудрость сделала их слепыми.
Но не только в Иерусалиме мы можем видеть таких слепых мудрецов. И в наше время есть люди, не знающие Бога, которые видяще не видят, слышаще не разумеют — это люди ни в чем не видящие промысла Божьего, не обращающие к Нему своего ума и сердца. Такие мудрецы и ныне не видят во всем Руки Божией, так ощутимой для простых в вере людей. А над так называемыми гордыми «учеными» сбывается глас Божий: На суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, а видящие слепы будут (Ин. 9, 7). Только смиренному уму и доброму сердцу доступно познание истины, только детская сердечная простота может узреть сияние Божественного света и принять Царство Божие. Будем же и мы, братия и сестры, незлобивы и просты, как младенцы, когда идем навстречу ко Господу, когда прославляем Его как, Победителя над страстями, над видимыми и невидимыми врагами, когда надеемся на Его благовременную помощь.
Существуют три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнять, когда идем навстречу Господу Спасителю.
На всенощном бдении мы держим ветви вербы. Что это означает? По древнему обычаю встречают с ветвями победителей. Мы воздаем Христу почесть, как Победителю смерти, как Провозвестнику будущего Воскресения. Ветви, которые у нас в руках, срезаны от вербы, дерева, которое прежде других оживает после зимнего мертвящего холода, что символизирует победу жизни над смертью силою воскресшего Жизнодавца Христа.
Братия и сестры! Господь вошел в Иерусалим как Царь кроткий и спасающий, но Он придет некогда как Судья грозный и карающий. С чем мы тогда Его встретим? Сам Он нам разъясняет это в Притче о Страшном Суде, когда предстанет весь род человеческий и будет явлена великая Божественная справедливость. Во втором грозном пришествии Сын Человеческий во славе Своей отделит одних от других, как пастырь овец от козлищ, по тому признаку — во имя чего жил человек и к чему он стремился. На Страшном Суде Он не спросит о наших политических убеждениях, о положении, которое мы занимали в обществе, о наших достижениях, о власти, карьере, имуществе… Он спросит о тех малых, по мерам мира сего, но великих делах для спасения душ наших: чувствовали ли мы боль другого человека, отзывались ли на нее своим участием, помогали ли ближнему, претерпевающему горе и лишения. Вот чего ожидает от нас Господь и о чем спросит Он нас на своем втором Страшном и Справедливом Суде.
Сохраним ветви нашей духовной жизни зеленеющими и плодоносящими, украшенными духовными плодами добрых дел; будем дорожить ими как бессмертным сокровищем, как тем бесценным маслом благоразумных дев, которые с горящими светильниками встретили своего Жениха. Творя молитвы и добрые дела, потщимся духовно подготовиться к светлому дню Воскресения Христова, следующему за страстями Его. Не будем в эти предпасхальные дни заботиться только о приобретении хорошей пищи или об уборке и очищении наших жилищ — ибо самое основное, устремляясь навстречу Христу, исполнять Его святую волю и тем сподобиться встретить Царя Господа здесь, на земле, и по отшествии из земной жизни иметь награду пребывания с Ним в Царствии Небесном.
Торжественен был вход нашего Спасителя во Иерусалим. Иудеи встречали Его как своего Царя, с надеждой, что Он, изгнав римских завоевателей, восстановит Израильское царство. Но, в противоположность радостному чувству народа, Спаситель был преисполнен скорби. Он видел суетные надежды сделать Его властелином земного царства, знал, что книжники и старейшины иудейские тайно негодовали и, ослепленные завистью и ненавистью, замышляли убить Его и друга Его Лазаря.
Господь предвидел и духом прозревал, что многие из этой ликующей толпы, оказывающие Ему ныне царские почести, через несколько дней оставят Его и перейдут на сторону Его гонителей. Те, кто ныне взывал — Осанна Сыну Давидову, Царю Израилеву", скоро будут вопить: «Возьми, возьми, распни Его, не имамы Царя, токмо кесаря» (Ин. 19, 15).
Но взор Господа простирался еще далее. Он видел не одно настоящее, но и будущее святого града Иерусалима. Неразумие и нераскаянность иудеев были причиной скорби и слез Господа. Несмотря на исполнение пророчеств о Нем, на Его трехлетнюю проповедь о Царствии Божием, на бесчисленные знамения и чудеса, Им сотворенные, наконец, на сотворенное накануне величайшее чудо — воскрешение из гроба четверодневного мертвеца, — народ иудейский остался только зрителем всего этого, за исключением немногих, бывших верными Ему сердцем и душой, последовавших за Ним, признавших в Нем обетованного Спасителя мира, своего Владыку и Господа. Эта равнодушная, а позже и злорадствующая толпа, направляемая книжниками и фарисеями, будет потом сопровождать Его на Голгофу, будет поносить Его, распятого на Кресте. И Господь, видя град, плакался о нем: ведь за то, что иудеи не признали своего истинного Мессию, в скором времени римляне придут и разрушат сей град, избиют всех чад его и не оставят в нем камня на камне. Но не тронули слезы Господа живущих в Иерусалиме, и он был предан на попрание языков.
Что случилось, братия и сестры, с Иерусалимом и народом его (некогда избранным и возлюбленным Господом), может случиться и с нами, именующими себя христианами, народом святым, людьми обновления. Мы все как бы находимся в этой толпе народа, встречающей Господа у врат Иерусалима. Мы или принимаем с кротостью, смирением и живой верой нашего Спасителя и Господа, живем с Ним единым духом и жизнью, несем крест в жизни своей, терпя и страдая с Ним; или же, напротив, отвергаем Его подобно иудеям, оставаясь в состоянии греха и отчуждения от Его повелений, живя в плену соблазнов и страстей. И тогда не помогут нам слезы Господа, как и иудеям. Надо, чтобы к слезам Господа о нас примешались и наши горькие слезы о наших греховных падениях, чтобы печаль Господа перешла в наши души, изгнала из них все нечистое и наполняла их покаянием, желанием обновиться и возродиться, оставив навсегда жизнь греховную, начать жизнь Богоугодную и святую.
Мы вступаем сегодня в тяжелые дни Страстной седмицы, в дни, когда вспоминаются страсти Христовы, когда требуется наше участие в том, что происходит в эти дни страха и ужаса, когда мы слышим, как Бога и Человека замучили и убили. Станем перед лицом этой правды. То, о чем вспоминает Святая Церковь в эти дни, не просто история событий, произошедших две тысячи лет назад, они и теперь находятся в центре внимания, на них зиждется устроение христианского мира и проверяется вся наша жизнь. Все это происходит и в наше время, мы так же находимся в толпе, которая окружает Христа. Произнесем над собой суд: с кем мы, за кем и куда идем?
И как бы нам ни было тяжело, будем усердно посещать в эти страстные дни богослужения в церкви, будем внимательно слушать о событиях, происходивших со Христом, и представлять себя участниками тех событий. Будем стоять перед Богом, слушая Евангелие, вспоминая о нашей смертности, о том, что мы каждый день можем окончить земную жизнь, предстать перед Богом, перед Его судом и нашей совестью. Покаемся, то есть устремимся от смерти к жизни, от самих себя к Богу. Встанем перед Ним с очищенной душой и с сокрушенным сердцем, чтобы боль и страдание нашей жизни были плодом не смерти, но единства со Христом, исцелением души и тела, чтобы понести раны Христовы, став сильными силой Господа.
Дорогие братья и сестры!
Преодолев тяжелые дни Страстной седмицы, достигнем Великой субботы, когда Христос будет положен во гробе. И когда в Пасхальную ночь услышим радостную весть о Воскресении Христовом, которое явилось радостной победой над смертью и адом, тогда сможем возликовать, в чем да поможет нам Господь! Аминь!
- 3994 просмотра