Вход Господень во Иерусалим

Неделя Цветоносная. Вербное воскресенье

Иерей Евгений Кайдаш — Неделя Цветоносная. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим

С Праздником дорогие братия и сестры!

Сегодняшний праздник мысленно переносит нас к тяжелым последним дням земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. На другой день после чудесного воскрешения из мертвых своего друга Лазаря Господь Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим.

Многочисленные толпы народа следовали за Христом и шли Ему навстречу. На горе Елеонской, перед входом в город, Он остановился и послал двух Своих учеников Петра и Иоанна в селение, бывшее на пути, сказав им: Там вы найдете осленка, на которого еще никто из людей не садился, отвяжите его и приведите, и если кто спросит вас, что вы делаете, отвечайте, что он надобен Господу.

Ученики пошли и все сделали так, как повелел им Иисус. Привели осленка, и Христос, сев на него, направился в Иерусалим, согласно пророчеству Захарии, предрекшего: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).

Пророк этими словами явил, что истинный Царь Сиона не явится пред людьми страшным и грозным правителем, сопровождаемым множеством жестоких воинов, а, напротив, Он в обличии смирения, бедности и скромности войдет в Свое Царство, сидя на осле. Иисус, праведный Царь, пришел спасать в кротости, как Сам Господь говорит о Себе: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Святой Григорий Палама пишет: «Итак, воскресив Лазаря из мертвых, Царь, воссев на осля, вошел, таким образом, в Иерусалим; все же люди: дети и старцы, мужчины и женщины, — немедленно потекли к Нему как к Животворцу и Победителю смерти, простирались ниц, а затем в согласии воспевали: Осанна, сыне Давидов! Благословен грядыи во имя Господне! Осанна в вышних! Хвалебная песнь Осанна воссылается Богу, ибо в переводе она означает: „Спаси, Господи“. Прибавив же в вышних, они показали, что не только на земле от людей, но и на небесах от ангелов воспевается Сын Давидов».

Многие из приветствовавших Спасителя в восторге снимали с себя верхние одежды и постилали их на пути Христа, другие срезали ветви финиковых пальм, которые являются символом победы, и также постилали их на пути, и все в один голос, даже и малые дети, восклицали: Осанна, благословен грядыи во имя Господне, Царь Израилев, осанна в вышних!

Так народ, одухотворенный Святым Духом, по младенческому беззлобию, воссылал Господу хвалу, ликуя, что Он оживотворил четверодневного мертвеца Лазаря, тем явив себя как Бог. Господь смиренно принимал прославление и воспевание Его, потому что знал: Если умолчат сии, то камни возопиют (Лк. 19, 40).

А книжники и фарисеи негодовали, эти злобные люди не поняли пророчества: Из уст младенец и ссущих свершил еси хвалу. Ученые книжники не могли понять, что возвещенный прежде приход Спасителя на Землю сбывается ныне пред их очами. Они, как слепые, не хотели видеть многочисленных чудес Господа — исцеления болящих, воскрешения мертвых. Их земная и надменная мудрость сделала их слепыми.

Но не только в Иерусалиме мы можем видеть таких слепых мудрецов. И в наше время есть люди, не знающие Бога, которые видяще не видят, слышаще не разумеют — это люди ни в чем не видящие промысла Божьего, не обращающие к Нему своего ума и сердца. Такие мудрецы и ныне не видят во всем Руки Божией, так ощутимой для простых в вере людей. А над так называемыми гордыми «учеными» сбывается глас Божий: На суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, а видящие слепы будут (Ин. 9, 7). Только смиренному уму и доброму сердцу доступно познание истины, только детская сердечная простота может узреть сияние Божественного света и принять Царство Божие. Будем же и мы, братия и сестры, незлобивы и просты, как младенцы, когда идем навстречу ко Господу, когда прославляем Его как, Победителя над страстями, над видимыми и невидимыми врагами, когда надеемся на Его благовременную помощь.

Существуют три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнять, когда идем навстречу Господу Спасителю. Во-первых, в истинном раскаянии сбросить «одежды греховные» под Его ноги. Такой одеждой является наша страстная плотская привязанность, которую мы должны покорить духу. Эти «греховные одежды» мы носили столько времени и теперь в истинном раскаянии оставим их, совлекшеся ветхого человека с деяниями его (Кол. 3, 9). Во-вторых, мы должны иметь в руках символы победных ветвей, как у народа, встречавшего Господа. Эти победные ветви мы можем поднять, победив наших врагов — грешный мир и дьявола. И, в-третьих, покаявшись и победив себя, мы можем с великой духовной радостью и благоговением, воскликнуть: Осанна, благословен грядый! — и встретить Христа в великом таинстве Причащения Святой Трапезы — Его Животворящего Тела и Крови!

На всенощном бдении мы держим ветви вербы. Что это означает? По древнему обычаю встречают с ветвями победителей. Мы воздаем Христу почесть, как Победителю смерти, как Провозвестнику будущего Воскресения. Ветви, которые у нас в руках, срезаны от вербы, дерева, которое прежде других оживает после зимнего мертвящего холода, что символизирует победу жизни над смертью силою воскресшего Жизнодавца Христа.

Братия и сестры! Господь вошел в Иерусалим как Царь кроткий и спасающий, но Он придет некогда как Судья грозный и карающий. С чем мы тогда Его встретим? Сам Он нам разъясняет это в Притче о Страшном Суде, когда предстанет весь род человеческий и будет явлена великая Божественная справедливость. Во втором грозном пришествии Сын Человеческий во славе Своей отделит одних от других, как пастырь овец от козлищ, по тому признаку — во имя чего жил человек и к чему он стремился. На Страшном Суде Он не спросит о наших политических убеждениях, о положении, которое мы занимали в обществе, о наших достижениях, о власти, карьере, имуществе… Он спросит о тех малых, по мерам мира сего, но великих делах для спасения душ наших: чувствовали ли мы боль другого человека, отзывались ли на нее своим участием, помогали ли ближнему, претерпевающему горе и лишения. Вот чего ожидает от нас Господь и о чем спросит Он нас на своем втором Страшном и Справедливом Суде.

Сохраним ветви нашей духовной жизни зеленеющими и плодоносящими, украшенными духовными плодами добрых дел; будем дорожить ими как бессмертным сокровищем, как тем бесценным маслом благоразумных дев, которые с горящими светильниками встретили своего Жениха. Творя молитвы и добрые дела, потщимся духовно подготовиться к светлому дню Воскресения Христова, следующему за страстями Его. Не будем в эти предпасхальные дни заботиться только о приобретении хорошей пищи или об уборке и очищении наших жилищ — ибо самое основное, устремляясь навстречу Христу, исполнять Его святую волю и тем сподобиться встретить Царя Господа здесь, на земле, и по отшествии из земной жизни иметь награду пребывания с Ним в Царствии Небесном.

Торжественен был вход нашего Спасителя во Иерусалим. Иудеи встречали Его как своего Царя, с надеждой, что Он, изгнав римских завоевателей, восстановит Израильское царство. Но, в противоположность радостному чувству народа, Спаситель был преисполнен скорби. Он видел суетные надежды сделать Его властелином земного царства, знал, что книжники и старейшины иудейские тайно негодовали и, ослепленные завистью и ненавистью, замышляли убить Его и друга Его Лазаря.

Господь предвидел и духом прозревал, что многие из этой ликующей толпы, оказывающие Ему ныне царские почести, через несколько дней оставят Его и перейдут на сторону Его гонителей. Те, кто ныне взывал — Осанна Сыну Давидову, Царю Израилеву", скоро будут вопить: «Возьми, возьми, распни Его, не имамы Царя, токмо кесаря» (Ин. 19, 15).

Но взор Господа простирался еще далее. Он видел не одно настоящее, но и будущее святого града Иерусалима. Неразумие и нераскаянность иудеев были причиной скорби и слез Господа. Несмотря на исполнение пророчеств о Нем, на Его трехлетнюю проповедь о Царствии Божием, на бесчисленные знамения и чудеса, Им сотворенные, наконец, на сотворенное накануне величайшее чудо — воскрешение из гроба четверодневного мертвеца, — народ иудейский остался только зрителем всего этого, за исключением немногих, бывших верными Ему сердцем и душой, последовавших за Ним, признавших в Нем обетованного Спасителя мира, своего Владыку и Господа. Эта равнодушная, а позже и злорадствующая толпа, направляемая книжниками и фарисеями, будет потом сопровождать Его на Голгофу, будет поносить Его, распятого на Кресте. И Господь, видя град, плакался о нем: ведь за то, что иудеи не признали своего истинного Мессию, в скором времени римляне придут и разрушат сей град, избиют всех чад его и не оставят в нем камня на камне. Но не тронули слезы Господа живущих в Иерусалиме, и он был предан на попрание языков.

Что случилось, братия и сестры, с Иерусалимом и народом его (некогда избранным и возлюбленным Господом), может случиться и с нами, именующими себя христианами, народом святым, людьми обновления. Мы все как бы находимся в этой толпе народа, встречающей Господа у врат Иерусалима. Мы или принимаем с кротостью, смирением и живой верой нашего Спасителя и Господа, живем с Ним единым духом и жизнью, несем крест в жизни своей, терпя и страдая с Ним; или же, напротив, отвергаем Его подобно иудеям, оставаясь в состоянии греха и отчуждения от Его повелений, живя в плену соблазнов и страстей. И тогда не помогут нам слезы Господа, как и иудеям. Надо, чтобы к слезам Господа о нас примешались и наши горькие слезы о наших греховных падениях, чтобы печаль Господа перешла в наши души, изгнала из них все нечистое и наполняла их покаянием, желанием обновиться и возродиться, оставив навсегда жизнь греховную, начать жизнь Богоугодную и святую.

Мы вступаем сегодня в тяжелые дни Страстной седмицы, в дни, когда вспоминаются страсти Христовы, когда требуется наше участие в том, что происходит в эти дни страха и ужаса, когда мы слышим, как Бога и Человека замучили и убили. Станем перед лицом этой правды. То, о чем вспоминает Святая Церковь в эти дни, не просто история событий, произошедших две тысячи лет назад, они и теперь находятся в центре внимания, на них зиждется устроение христианского мира и проверяется вся наша жизнь. Все это происходит и в наше время, мы так же находимся в толпе, которая окружает Христа. Произнесем над собой суд: с кем мы, за кем и куда идем?

И как бы нам ни было тяжело, будем усердно посещать в эти страстные дни богослужения в церкви, будем внимательно слушать о событиях, происходивших со Христом, и представлять себя участниками тех событий. Будем стоять перед Богом, слушая Евангелие, вспоминая о нашей смертности, о том, что мы каждый день можем окончить земную жизнь, предстать перед Богом, перед Его судом и нашей совестью. Покаемся, то есть устремимся от смерти к жизни, от самих себя к Богу. Встанем перед Ним с очищенной душой и с сокрушенным сердцем, чтобы боль и страдание нашей жизни были плодом не смерти, но единства со Христом, исцелением души и тела, чтобы понести раны Христовы, став сильными силой Господа.

Дорогие братья и сестры!

Преодолев тяжелые дни Страстной седмицы, достигнем Великой субботы, когда Христос будет положен во гробе. И когда в Пасхальную ночь услышим радостную весть о Воскресении Христовом, которое явилось радостной победой над смертью и адом, тогда сможем возликовать, в чем да поможет нам Господь! Аминь!

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»