Вмч. Феодор Тирон. Освящение колива

Протоиерей Феодор Александрович Бердик

По кончине св. равноап. Константина Великого, Римская империя досталась одному из его родственников, Юлиану (361–363 г.). Как блаженный Константин был избранным сосудом благодати, так несчастный Юлиан оказался явным сосудом погибели и отвержения. Одним из его первых действий было отвержение Христа и Евангелия, а также обращение к идолам языческим. Явного гонения на христиан он не поднимал, не из-за жалости к ним, а по уверенности в безуспешности христианства. Началось гонение тайное. Он, то низводил христиан с должностей, т. к. занимаемые должности не соответствовали христианскому смирению, то лишал их имущества, потому что это якобы несовместимо с нищетою евангельскою. Он запрещал учиться наукам под предлогом того, что все нужное христианам содержится в их Евангелии; вызывал из заточения еретиков, чтобы их кознями смутить Церковь Христову.

Император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Федор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), т. е. вареную пшеницу с медом. Так верующие христиане сохранились от осквернения.

По сложившейся традиции в первую пятницу Великого Поста в церквях варят коливо (пшеницу с добавлением меда и фруктов), тем самым вспоминая чудо явления св. Феодора Тирона, подчеркивая важность Поста, как такового, и соблюдения требований им предъявляемых.

Однако, мне кажется, здесь можно говорить о еще одном аспекте этого события и его усиливающейся важности и возрастающей актуальности в наше неспокойное время. О некоторых людях мы говорим: «человек имеет вкус в музыке» или «у него вкус в литературе». В каком-то смысле у каждого христианина должен быть «вкус» и в духовной жизни. Христианство отнюдь не всеядно. И вовсе не все, что предлагает мир, обязательно полезно. Вполне может быть что-то предложенное давно «окроплено» идоложертвенной кровью.

В мутной пене суррогатов и подделок, поднявшейся в последнее время не только в материальном, но и в духовном мире, вдруг образовался целый сонм всевозможного рода психо-био-энерго-(и проч.)-терапевтов с академическим образованием сомнительных академий, дипломированных колдунов несуществующих вузов с трескучими названиями, ведьм, которые, видимо, смеха ради, иногда называют себя целительницами и прорицательницами и прочее, и прочее, и прочее… и несть им числа…. Они лечат и исправляют все: онкологию (гарантируя выздоровление), коррекцию нездоровых органов, решение психических проблем. Они могут все. Могут запрограммировать на успех всю последующую жизнь, прочистить чакры, акры и так далее, даже приворожить и изгнать, заставить полюбить или возненавидеть.

И все это, к сожалению, падает на подготовленную почву. Современному человеку так хочется делегировать дарованную ему Богом свободу выбора кому-нибудь другому. Отсюда и повальные поиски «особенных старцев», законспирированных схимонахов и проч. А если неудача — «старец не тот», монах неправильный. Ведь так не хочется что-то делать самому, а главное — отвечать за свои поступки. Да еще и этот «треск» со всех сторон «вылечим, вычистим, прочистим…».

И здесь, как нельзя кстати, пример св. Феодора Тирона, который предпочел принять великие мучения за исповедание Христа и не отрекся от Него. Соблюдение церковных правил, соотнесение своей жизни с евангельскими заповедями, молитва и пост дают человеку возможность реально и трезво оценивать ту действительность, что его окружает. Он-то не купится на гарантированное исцеление от болезни по фотографии и искренне повеселится, когда у него перед носом начнут махать прозрачным шаром, предсказывая грядущие события. Он знает, что «все в руце Божией».
А насмехающимся над постом можно посоветовать пойти и спросить разрешение у великомученника его нарушить.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»