Заупокойная панихида по защитникам Отечества состоялась в Петропавловске
Сегодня мы отмечаем 78-ю годовщину победы в Великой Отечественной Войне. В годы войны Русская Православная Церковь, несмотря на многолетние довоенные репрессии и подозрительное отношение к себе со стороны советского государства, словом и делом помогала своему народу, внеся весомый вклад в общее дело победы над грозным врагом.
Свою позицию Русская Православная Церковь четко обозначила с первого дня войны. 22 июня 1941 года ее глава, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором заявил, что Церковь всегда разделяла судьбу своего народа. Владыка подчеркнул, что «фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали», постигнет та же участь, что и других захватчиков, когда-то вторгавшихся в нашу страну. 26 июня 1941 года Сергий отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании победы», и с этого дня во всех храмах страны почти до самого конца войны начали совершаться подобные молебствования.
На протяжении ряда лет Петропавловская и Булаевская епархия Православной Церкви Казахстана устраивала торжественное богослужение в городском Парке Победы, на котором духовенство и верующие молились об упокоении всех погибших за Отечество вождях и воинах. К сожалению, в этом году власти г. Петропавловска отказали Православной Церкви в проведении традиционного богослужения о погибших защитниках Отечества. Отказ этот носил формальный характер. Епархиальный Совет, выступая от лица православных граждан Северо-Казахстанской области, выражает беспокойство и протест в связи с подобной позицией акимата г. Петропавловска.
Православная Церковь была вынуждена в этот праздничный день совершить традиционное богослужение о погибших защитниках Отечества в единственно возможном и не требующем согласования с городскими властями месте — заброшенном городском кладбище по улице Мусрепова. Православная церковь была одной из тех сил, которые смогли почти восемьдесят лет назад победить фашизм — теперь вытеснена на заброшенное кладбище.
Что можно ответить на столь ошибочное решение администрации областного центра? Думаются, что здесь вполне подойдут слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Того патриарха, который, отказавшись от эвакуации из осажденного фашистами Ленинграда, прошел все тяготы войны со своей паствой.
«Моими устами, — сказал Святейший Патриарх, — говорит с вами Русская Православная Церковь, объединяющая миллионы православных христиан — граждан нашего государства... Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, тем не менее выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви... ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его (Мф 16. 18)».
Итак, в День Победы в Великой Отечественной войне на заброшенном кладбище города Петропавловска состоялась заупокойная панихида в память всех вождей и воинов за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших.
Панихиду возглавил правящий архиерей Петропавловской и Булаевской епархии Высокопреосвященнейший архиепископ Владимир в сослужении духовенства церквей города Петропавловска. Песнопения панихиды исполнил сводный архиерейский хор под руководством Анны Александровны Затай. За богослужением молились, как многочисленные прихожане городских храмов, так и просто неравнодушные люди.
Богослужение завершилось возглашением «вечной памяти» погибшим героям и возложением венка, после которого Глава нашей епархии в своем слове призвал горожан помнить и не забывать подвига отцов, дедов и прадедов, среди которых были такие выдающиеся люди, как Бауыржан Момышұлы, Тимофей Позолотин, Әлия Молдағұлова, Мәншүк Мәметова и многие другие.
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА: ОТ ССЫЛКИ ДО СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ
В начале войны в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина поступила телеграмма от архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в которой священнослужитель, находящийся в ссылке в Красноярском крае, сообщал, что, являясь специалистом по гнойной хирургии, «готов оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено». С октября 1941 года 64-летний профессор Валентин Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом местного эвакуационного госпиталя и стал консультантом всех красноярских больниц. Талантливый хирург, принявший духовный сан в 20-х годах, делал по 3-4 операции в день, показывая пример молодым коллегам. В 1944 году, после того, как госпиталь переехал в Тамбовскую область, этот уникальный человек, совмещавший в себе способности маститого врача и выдающегося духовника, возглавил местную епархию, где впоследствии было открыто немало храмов и перечислено на военные нужды около миллиона рублей.
ТАНКИ И САМОЛЕТЫ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Всего же за годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию 40 Т-34 танковой колонны «Димитрий Донской», а также истребительная эскадрилья «Александр Невский». Если учесть, что к началу Великой Отечественной Православная Церковь в СССР была почти разгромлена, это можно назвать поистине чудом. Также необходимо отметить, что деньги на танковую колонну собирались в том числе и верующими кладбищенской церкви Всех Святых г. Петропавловска (единственной на тот момент существовавшей в области).
ЗАМ. КОМАНДИРА СТРЕЛКОВОЙ РОТЫ, БУДУЩИЙ ПАТРИАРХ ПИМЕН
В отличие от Первой мировой, когда в рядах армии священники официально допускались до боевых действий, в 1941–1945 годах многие клирики воевали обычными бойцами и командирами. Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был заместителем командира стрелковой роты. Диакон Костромского кафедрального собора Борис Васильев, после войны ставший протоиереем, воевал командиром взвода разведки и дослужился до заместителя командира полковой разведки. Архимандрит Алипий (Воронов) в 1942–1945 годах участвовал во многих боевых операциях в качестве стрелка в составе 4-й танковой армии и закончил свой ратный путь в Берлине. Митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев) был награжден медалью «За боевые заслуги» — за то, что, несмотря на тяжелое ранение, не бросил во время боя свой пулемет. Протоиерей Александр Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, вместе с двумя сыновьями в составе пар- тизанского отряда не раз участвовал в боевых операциях, ходил в разведку и был по праву награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
БОЕВАЯ НАГРАДА ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I
Будущий Патриарх, митрополит Лениградский Алексий (Симанский), который оставался в городе на Неве весь страшный период блокады. Владыка неоднократно обращался к пастве с патриотическими воззваниями, первым из которых стало его обращение 26 июня 1941 года. В нем он призвал ленинградцев выступить с оружием на защиту своей страны, подчеркнув, что «Церковь благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый человек для защиты своего Отечества». После прорыва блокады города глава Ленинградской епархии вместе с группой православных священнослужителей был отмечен боевой наградой — медалью «За оборону Ленинграда». К 1943 году отношение руководства СССР в лице Сталина осознало, что народ воюет не за всемирную революцию и Коммунистическую партию, а за своих родных и близких, за Родину. Что война, действительно, Отечественная.
1943 ГОД — ПЕРЕЛОМ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВА К ЦЕРКВИ
В итоге был ликвидирован институт военных комиссаров и распущен Третий интернационал, в армии и на флоте ввели погоны, были разрешены к употреблению обращения «офицеры», «солдаты». Изменилось отношение и к Русской Православной Церкви. «Союз воинствующих безбожников» фактически прекратил свое существование, а 4 сентября 1943 года Сталин встретился с руководством Церкви. В ходе почти двухчасовой беседы митрополит Сергий поднял вопрос о необходимости увеличения числа приходов и об освобождении священников и архиереев из ссылок, лагерей и тюрем, о предоставлении беспрепятственного совершения богослужений и об открытии духовных заведений. Важнейшим итогом встречи стало появление у Русской Православной Церкви Патриарха — впервые с 1925 года. Решением Архиерейского собора РПЦ, проходившего 8 сентября 1943 года в Москве, Патриархом единогласно был избран митрополит Сергий (Страгородский). После его безвременной смерти в мае 1944 года новым главой Церкви 2 февраля 1945-го стал митрополит Алексий (Симанский), при котором клир и верующие встретили Победу в войне.
- 1172 просмотра