30 мая — Неделя о самаряныне. Приводим размышления иерея Антония Шувакина

Иерей Антоний Геннадьевич Шувакин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня воскресное Евангельское чтение повествует о том, как Иисус Христос беседует с Самарянкой у колодца Иакова. Проходя через Самарию Он останавливается в близи города Сихарь. Остановившись, Иисус сел отдохнуть у колодца, ученики Его пошли в город купить пищи. В это время приходит женщина Самарянка чтобы набрать воды из колодца. Христос обращается к ней с прозьбой дать ему воды, и здесь начинается удивительная беседа Бога и человека.

На просьбу дать Ему воды женщина отвечает: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин.4:9). Вот что говорит о самарянах святитель Феофилакт Болгарский:

«Стоит сказать, откуда произошли самаряне и от чего получили они такое название. Соморон называлась гора от имени своего владельца, как и Исаия говорит: «глава... Ефрем а Соморон» (Ис.7, 9). Живущие под горою первоначально назывались не самарянами, а израильтянами. Но за оскорбления Бога они в разные времена предаваемы были ассириянам. Наконец, когда они вознамерились отпасть, ассириянин взял их в плен и, опасаясь нового отступничества, не попустил им долее оставаться в их стране, но расселил их между вавилонянами и мидянами, а оттуда привел из разных мест народы и поселил в Самарии. После сего Бог, желая показать варварам, что Он предал им иудеев не по бессилию Своему, но за грех их, на переселившихся в Самарию варваров напустил львов, которые погубляли их всех вообще. Когда об этом довели до сведения царя, он призывает к себе некоторых старцев иудейских, бывших в плену, и спрашивает, что бы нужно сделать, дабы львы более не погубляли варваров, живущих в Самарии. Они объясняют ему, что Бог Израилев призирает на то место и не терпит, чтобы там жили незнающие законов Его. Посему, если он заботится о тамошних варварах, то нужно послать иудейских священников, которые бы преподали варварам законы Божии; и таким образом Бог умилостивится. Царь слушает их и посылает одного священника, чтобы он преподал самарийским варварам закон Божий (4Цар. 17, 24–28). Но они приняли не все божественные книги, а только пять Моисеевых: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Не отстали они совершенно и от нечестия, но по временам отставали от идолов и почитали Бога. Посему иудеи, по возвращении из плена, всегда относились к ним с ненавистью, как ассириянам по происхождению, и от имени горы называли их самарянами. А они сами себя называли потомками Авраама и Иакова, потому что Авраам был халдей, а Иакова считали своим по причине находившегося тут источника. Иудеи же считали со всеми язычниками и их (самарян) нечистыми, почему в укоризну Господу и говорили: «Ты Самарянин» (Ин. 8, 48). И Сам Он говорил ученикам: «в город самарянский не входите» (Мф. 10, 5)«.

Не смотря на языческую жизнь Самарян, Христос беседует с женщиной и постепенно открывает ей тайну о самом себе, о которой не знают ещё даже близкие Его ученики.

«Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин.4:10) ... кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Учение Иисуса Христа указывает людям, что назначение их —творить волю Божию, и что точное исполнение этого назначения открывает им путь в жизнь вечную. Сравнивая, поэтому Своё учение с водою, Иисус говорит, что как текущий источник воды приводит всякого путника, идущего по его течению, к тому месту, куда изливается, к реке ли, озеру, или морю, так и учение Его: всякого, живущего по этому учению, творящего волю Божию, приводит к Богу к жизни вечной, сделается в нём, как-бы, источником воды, текущей в жизнь вечную. Вода живая- это учение Христово. Для душ, жаждущих истины, истомлённых сомнениями, учение Христово — это росса с неба.

Будучи обмирщенным человеком Самарянка думает о воде телесной и употребляемой в быту. Продолжая беседу, женщина понимает, что перед ней не простой человек, а пророк, который сказал ей, что у неё было пять мужей и что прежний её человек вовсе не муж ей.

«Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме Ин.4:20».

Самарянка спешит решить для себя не маловажный вопрос, о поклонении и истины, у кого же всё таки правда у Самарян или у Иудеев. В толковании на Евангелие Бориса Ильича Гладкова поясняется так: Бог есть Дух, и поклонятся Ему надо не так как поклоняются самаряни и иудеи: они воображают, что принесение животных в жертву, для сожжения на точно определённом месте, и преклонение приносящим жертву своей головы и всего тела перед жертвенником, освобождают его от дальнейших обязанностей, по отношению к Богу и людям, и делают его праведным; нет, не таких поклонников ищет себе Бог! Не жертвоприношениями, не преклонением тела, вообще не внешними знаками почтения надо поклонятся Богу, а мысленно и чистосердечно, то-есть духовно, истинно; и поклонятся надо везде, потому что Бог вездесущ!

Выслушав Иисуса Христа о том, что истинное поклонение это не определённое место на горе или иное место, как например, в Иерусалиме, а истинное место это искренние сердце человека творить его волю. Библейский рассказ показывает нам о том, с каким настроением сердца угодно Богу наше служение Ему, рассказ о двух братьях Каина и Авеля. Жертвоприношение Авеля было угодно Богу, потому-то сердце Его наполнено благодарностью к Нему, а Каинова жертва была не угодна, так как сердце его было наполнено завистью к брату.

Женщина, выслушав Иисуса Христа говорит, что должен прийти Мессия, то есть Христос и всё возвестит им. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время приходят Его ученики, они говорят, что принесли пищу, Христос отвечает, что Он не голоден, что истинная пища, творить волю пославшего Его Отца.

В этой беседе между Иисусом Христом и самарянкой, мы видим три важных момента: первое, чтобы потекли реки живой воды в наших душах, нам необходимо иметь жажду Бога, жажду исполнять всё то, что Христос научил всех Его последователей искать и исполнять Его волю. В основе такой жажды лежит непоколебимая живая Вера.

Второе условие спасения это поклонение Богу в духе и истине, чтобы иметь такое поклонение, человеку необходимо доверится тому источнику, который ведёт его в жизнь вечную. Пример такого жития имеют многие святые, на пример Святой первомученик архидиакон Стефан, который не смог утаить в себе правду о распятом Христе. Любовь Его к Христу, не смогла укрыться в его сердце и она обличила лож иудейского священноначалия. Первосвященники и многие иудеи побили Его камнями, в мученической кончине своей жизни святой Стефан увидел разверзающие небеса и сидящего одесную Отца живого Иисуса Христа. Молясь о своих убийцах, он предал свою душу живому Богу.

Третье условие спасения быть сытым истиной пещей, духовной пищей. Бывает так, что человек что-то до конца не дорабатывает, не является верным своему труду, не является верным окружению его людей, и остаётся «голодным». Однажды старый игумен ответил на вопрос заданный ему мальчиком «А Вы Отче военным служили? Он ответил удивительными словами: служил, служил, ты знаешь Григорий, послужишь усердно нуждающимся в тебе людям, Богу угодишь, а то думаешь, что только в бою человек сражается». Христос жаждет нашей любви и просит её у нас. Устами тех, кто в больнице, в нужде, в заключении, в страдании, Он просит чаши холодной воды. И сегодня, сейчас звучат для нас слова Христа, сказанные самарянке и потом повторённые на кресте: «Дай мне пить», а в другом месте «Жажду». Жертвенная любовь является той пищей которая нас питает и делает нас по настоящему духовно сытыми.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»