Архиерейская Литургия в 4-ю Неделю по Пасхе
Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих, и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену, воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством, я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле, да зову́ Ти спаса́емь: Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й. Кондак Недели о расслабленном. |
15 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. В воскресенье 4-ой Недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного. Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.
Но вернемся к евангельской истории! 38 лет, говорит Евангелие (Ин 5:1–16), расслабленный (т. е. парализованный, обездвиженный человек) страдал от своей болезни. Христос находит его лежащим у Овчей купели в Иерусалиме. Овчая купель, или Вифезда, — это, вероятнее всего, два искусственных водоема, вырытых еще в VII веке до нашей эры у Овечьих ворот в Иерусалим (через них в город приводили жертвенных животных, недалеко от них располагался и рынок, где можно было купить овец для жертвоприношения — отсюда и название).
Раз в год Ангел Господень... сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. В надежде на это чудо вокруг лежало множество больных. Среди них и этот человек. Христос, подойдя к нему, спросил: «Хочешь ли быть здоров?» Больной отвечал Ему: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной тут же встал, взял постель свою и пошел, совершенно исцелившись!
Чудо произошло в субботу, когда по Закону Божьему необходимо воздерживаться от любой деятельности, в которой нет острой необходимости. Это предписание Закона было доведено до крайности, так что и ступить лишний шаг считалось грехом. Тем более такое дело, как исцеление в субботу, не могло не возмутить иудейских священников и старейшин. Придя в ярость при известии о совершенном чуде, они уже придумывали способ убить Иисуса, за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
Судьба исцеленного Христом в этот день человека нам доподлинно неизвестна. Все, что говорит о нем евангелист Иоанн, так это то, что позднее Христос встретил его в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным, и причина болезни одна — грех, и исцеление только одно — Христос. Еще одна параллель: если Ангел лишь раз в год сходил в Овчую купель, давая возможность только одному человеку исцелиться, то сошедший на землю Христос через воды крещения дарует исцеление души и тела любому, кто захочет сделать шаг навстречу Ему.
Божественную Литургию в этот день в соборе святых апостолов Петра и Павла совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили: прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, прот. Сергий Снопков — настоятель собора, иер. Алексей Щербенко — настоятель Свято-Мефодиевского храма, иер. Антоний Шувакин — ключарь храма Всех Святых г. Петропавловска, иер. Роман Пудов, иер. Антоний Кудрицкий, иер. Сергий Сафонеев — клирики собора. Диаконский чин: Владимир Бартоль, Павел Орлов и Максим Абдулхасанов. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Затай А. А. Литургия была совершена по пасхальному чину.
На Литургии было прочитано Воскресное Евангельское Зачало 14 от Иоанна: После этого был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот водоём, называемый по-еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами. В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Ибо ангел Господень, время от времени, сходил в водоём и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом. Был там некий человек, тридцать восемь лет страдавший болезнью своей. Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он уже много времени болен, говорит ему: хочешь ли стать здоровым? Ответил Ему больной: господин, нет у меня человека, чтобы опустить меня в водоём, когда возмутится вода. А пока я иду, другой раньше меня спускается. Говорит ему Иисус: встань, возьми постель твою и ходи. И тотчас стал здоровым человек, и взял постель свою, и начал ходить. А была суббота в тот день. Поэтому говорили Иудеи исцеленному: сегодня суббота, и нельзя тебе брать постели. Он же ответил им: Тот, Кто сделал меня здоровым, Он мне и сказал: «возьми постель твою и ходи». Спросили его: кто этот Человек, Который сказал тебе: «возьми и ходи»? Исцеленный же не знал, кто Он. Ибо Иисус скрылся, пользуясь тем, что на этом месте была толпа. После этого нашел его Иисус в храме и сказал ему: вот, ты стал здоровым; больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего. Пошел человек и сказал Иудеям, что здоровым сделал его Иисус. (Ин. 5:1-15)
По прочтении уставного Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
Была совершена лития по приснопоминаемому Святейшему Патриарху Сергию. Будущий Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 г. в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея Николая Страгородского. Начальное образование получил в приходском, затем в Арзамасском духовном училище.
В 1886 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В декабре 1925 г. назначен заместителем Патриаршего местоблюстителя. Арестован в ноябре 1926 г., освобожден в марте 1927 г. и вновь вступил в управление Церковью на правах заместителя Патриаршего местоблюстителя.
Результатом ареста и давления на него и на Церковь было издание документа, известного как «Декларация митрополита Сергия» и опубликованного 29 июля 1927 г. В декларации отмечался факт вредительской и диверсионной деятельности «наших зарубежных врагов», в связи с чем особо важно «теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством». Этот документ вызвал протест в среде духовенства, многие представители епископата и клира разорвали общение с митрополитом Сергием. 19 февраля 1930 г. митрополит Сергий обратился к Советскому правительству с ходатайством о возобновлении церковно-издательской деятельности и восстановлении духовных школ. Патриархия получила разрешение на издание своего официального органа — Журнала Московской Патриархии (в 1931-1935 гг. вышли 24 номера). 27 апреля 1934 г. владыке Сергию был усвоен титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский» с правом ношения двух панагий.
22 июня 1941 г., в первый день Великой Отечественной войны, до первого обращения к народу И. В. Сталина, выступил с «Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое было в тот же день разослано по всем приходам. 4 сентября 1943 г. вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) был принят И. В. Сталиным. В ходе встречи архиереи изложили свои пожелания, в числе которых было проведение Собора и избрание Патриарха. И. В. Сталин заверил, что Правительство СССР окажет всяческое содействие.
8 сентября 1943 г. в новом здании Патриархии в Москве по адресу Чистый переулок, дом 5, состоялся Архиерейский Собор, который избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы состоялась его интронизация. Скончался 15 мая 1944 г. Погребен в подклете Никольского (северного) придела Богоявленского кафедрального собора.
По окончании Литургии состоялся Пасхальный Крестный ход вокруг храма и владыка обратился к собравшимся со словами проповеди..
- 1294 просмотра