Архиерейская Литургия в день Отдания Праздника Пятидесятницы
Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненых язы́к яви́ся Дух Святы́й. Ра́дуйся, Цари́це, матероде́вственная сла́во: вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут Тебе́ пе́ти досто́йно; изумева́ет же ум всяк твое́ Рождество́ разуме́ти. Те́мже Тя согла́сно сла́вим. Задостойник Пятидесятницы. |
10 июня, Суббота Пятидесятницы, Отдание праздника Пятидесятницы. Отданием называется последний день попразднства двунадесятых (таковым является праздник Святой Троицы — Пятидесятницы) и великих праздников, длящихся много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В Литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Греческий аналог нашему отданию — аподосис — переводится с греческого языка как «возвращение».
Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета — в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «...в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23, 36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и в Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение...» (Чис. 29, 35–39).
Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время Литургии читаются Апостол и Евангелие дня.
Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню — это, скорее, особое состояние.
Божественную Литургию в этот день в Кафедральном соборе Вознесения Господня совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий — секретарь епархиального управления, иер. Максим Абдулхасанов — клирик собора, диаконский чин: Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Затай А. А.
Литургия прошла по уставу первого дня Троицы. Были пропеты антифоны праздника Святой Троицы. Диаконом был возглашен входной стих праздника из Псалма 20 стих 14: «Вознесися Господи силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя».
На литургии было прочитано Евангельское зачало 27 от Иоанна: В последний же, в великий день Праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет. Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой. Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен. Некоторые из толпы, услышав эти слова, говорили: это, воистину, пророк. Другие говорили: это — Христос. А иные говорили: разве из Галилеи придет Христос? Не Писание ли сказало, что от семени Давидова и из Вифлеема, того селения, где был Давид, придет Христос? И произошло тогда из-за Него разделение в толпе: некоторые из них хотели схватить Его, но никто не наложил на Него рук. Итак, пришли служители к первосвященникам и фарисеям, и те им сказали: почему вы не привели Его? Ответили служители: никогда еще так не говорил человек, как говорит Этот Человек. И ответили им фарисеи: неужели и вас ввели в заблуждение? Разве кто-нибудь из начальников уверовал в Него, или из фарисеев? Но толпа эта, не знающая Закона: прокляты они. Говорит им Никодим, приходивший к Нему раньше (был он один из них): разве Закон наш судит человека, не выслушав его прежде и не узнав, что он делает? Ответили и сказали ему: и ты не из Галилеи ли? Исследуй и убедись, что из Галилеи пророк не приходит. Итак, снова говорил им Иисус: Я — свет миру. Тот, кто следует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Ин. 7:37-52, 8:12)
По прочтении уставного Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской».
Владыка совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В завершении Литургии состоялось славление праздника Пятидесятницы и владыка обратился к собрашимся со словами проповеди.
- 1041 просмотр