Архиерейская Литургия в день Престольного праздника храма Трех Святителей с. Чкалово
Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих. Тропарь Недели о блудном сыне. |
16 февраля Неделя о блудном сыне, в этот день мы вспоминаем возвращение блудного сына, которое божественные отцы поставили в Триоди на втором месте по следующей причине.
Святые отцы, проявляя к грешным людям отеческое человеколюбие и желая избавить их от отчаяния, предлагают здесь настоящую притчу после первой, выдергивая с корнем эту страсть и восставляя их к приобретению добродетели, открывая много согрешившим, блудным преблагое Божие милосердие, показывая через эту притчу Христову, что нет таких грехов, которые могут превзойти Его человеколюбие.
Итак, два сына человека, то есть Богочеловека Слова — это праведные и грешные. Старший — это всегда пребывающий в исполнении заповедей Божиих и во благодати Его и никогда не отступающий от Него. А младший — возлюбивший грех и через постыдные дела отпавший от пребывания с Богом, грехом истощивший Божие человеколюбие, живя блудно. Он не сохранил целомудрия, послушался лукавого демона и по сластолюбию поработился его воле, но не мог удовлетворить желания. Ибо грех, разжигающий привычкой к временному наслаждению, ненасытен, и Господь в притче уподобляет его рожкам — пище свиней, потому что рожки кажутся вначале сладкими, а после бывают жесткими и грубыми, как плевелы; так же и грех.
Наконец, придя в себя, блудный сын, погибающий от голода добродетели, возвращается к Отцу со словами: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим (Лк. 15, 8). Но Отец принимает кающегося без укора, с распростертыми объятиями, являя Божественную и отеческую любовь. И дает ему одежду, то есть Святое Крещение, печать и обручение — благодать Всесвятого Духа, к тому же и сапоги, чтобы отныне змеями и скорпионами не уязвлялись стопы его ног, но наоборот, сами сокрушали их головы. Потом Отец ради него с величайшей радостью закалывает откормленного тельца — Сына Своего Единородного, и дает причаститься Плоти и Крови Его.
И как бы удивляясь бесконечному милосердию Отца, старший сын высказывает все свое негодование. Однако Человеколюбец и его приводит в молчание, приглашая тихими, кроткими и благосклонными словами, говоря: «Ты всегда со Мною, и надо было разделить с Отцом пир и радоваться, что сей сын Мой раньше был мертв грехом, — и ожил, раскаявшись в безрассудных делах; пропадал, удалившись от меня привычкой ко греху, — и нашелся Мною, пострадавшим (за него) по милосердию Своему и призвавшим его по милости Своей».
В этот день Божественную Литургию в храме Трех Святителей с. Чкалово совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили: прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Константин Бартоль — настоятель храма, иер. Александр Седешов — клирик храма, диаконский чин Владимир Бартоль. Песнопения Литургии исполнил квартет кафедрального собора под управлением регента Затай А. А.
За литургией было прочитано Воскресное Евангельское зачало Недели о блудном сыне: Сказал Господь притчу сию: У некоего человека было два сына. И сказал младший из них отцу: «Отец, дай мне причитающуюся мне часть состояния». И он разделил им имение. И спустя немного дней, собрав все, младший сын отбыл в дальнюю страну и там растратил имение свое, живя беспутно. И когда он израсходовал все, настал сильный голод в стране той, и он начал нуждаться. И пошел, прибился к одному из граждан той страны, и тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, он сказал: «Сколько наемников отца моего имеют хлеб в избытке, а я погибаю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться сыном твоим; прими меня, как одного из наемников твоих». И встав, он пошел к отцу своему. И когда был он еще далеко, увидел его отец его и сжалился. И побежав, пал на шею ему и расцеловал его. Сказал же ему сын: «Отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться сыном твоим». И сказал отец рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: будем есть и веселиться, ибо этот сын мой мертв был — и ожил; пропадал — и нашелся». И начали веселиться. А сын его старший был в поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал он музыку и пляски; и подозвав одного из слуг, он спрашивал, что бы это могло быть. И тот сказал ему: «Брат твой пришел, и заколол отец твой откормленного теленка, так как принял его здоровым». Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, упрашивал его. А он в ответ сказал отцу: «Вот, я столько лет как раб служу тебе, и никогда заповеди твоей не преступал; и мне ты никогда не дал козленка, чтобы мне с друзьями моими повеселиться. А когда пришел сын твой этот, проевший имение твое с блудницами, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Дитя мое, ты всегда со мною, и все мое — твое; но надо было возвеселиться и возрадоваться, что этот брат твой мертв был — и ожил; пропадал — и нашелся». ( Лк 15:11–32)
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектеньи были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектеньи были прочитаны молитвы «О даровании пастырей Церкви Петропавловской» и «О ниспослании мира земле Украинской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
Владыка совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По окончании Литургии состоялось славление святому, а владыка произнес проповедь.
- 1248 просмотров