Архиерейская литургия в день святого Благоверного князя Александра Невского
Позна́й свою́ бра́тию, росси́йский Ио́сифе, не в Еги́пте, но на Небеси́ ца́рствующий, благове́рный кня́же Алекса́ндре, и приими́ моле́ния их, умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием земли́ твоея́, гра́ды влады́чествия твоего́ огражда́я моле́нием, правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя спобо́рствуя. |
6 декабря Святая Церковь Высокоторжественно чтит день памяти святого благоверного князя Александра Невского. В честь памяти Святого Александра Невского по всей России построено множество храмов, где в эти дни проводятся молебны. Есть такие храмы и за пределами нашей страны: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси, взорванный в 30-е годы собор в центре Варшавы. Александр Невский — настолько значимый Святой для русского народа, что еще в Царской России был учрежден орден в его честь. Удивительно, что и в советские годы чтилась память Александра Невского: 29 июля 1942 года в честь великого полководца учрежден советский военный орден Александра Невского.5 апреля 1242 года Александр Невский разгромил немецких рыцарей на Чудском озере.
Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.
В этот день Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский совершил Божественную Литургию в храме сщмч. Мефодия Петропавловского. Владыке сослужили иер. Алексей Щербенко — настоятель храма, иер. Роман Пудов — ключарь Севастиано-Магдалининского храма г. Петропавловска, иер. Павел Олесиюк и Максим Черненко — клирики храма, диак. Владимир Бартоль. Песнопения литургии пел клирос храма.
На литургии духовенство сугубо возносило молитвы об умирении раздоров в Церкви Православной. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира в земле Украинской» и «О ниспослании пастырей земле Петропавловской».
По окончании литургии духовенство прославило праздник, было провозглашено многолетие ныне тезоименитому митрополиту Александру, главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Затем владыка обратился к собравшимся со словами проповеди: Святого Александра Невского беспокоила прежде всего судьба православной веры. Он готов был повернуть свое оружие и против монголов, если бы была надежда на какую-то реальную победу. Он взял бы себе в союзники, возможно, и европейских рыцарей, если бы была надежда на то, что их помощь России будет действительно значительной, и что они не потребуют взамен от русских православных христиан отказаться от их православной веры. Но такой надежды не было, и будучи еще совсем молодым государственным деятелем, святой Александр Невский понял это.
И тогда он решился поступить так, как, наверное, ему было поступить труднее всего. Он решился не поднимать своего меча против монголов, но решился силой своего смирения, преклонением своих колен пред монгольским ханом спасти Русскую землю от новых опустошительных набегов. И вся дальнейшая жизнь великого победителя шведов и немцев, единственного русского князя той эпохи, который увенчал себя значительными военными успехами, стала жизнью государя, который приносил себя, свое доброе имя, свое мирское благополучие в жертву во имя того, чтобы спасти свой народ. Его главное государственное дело заключалось не в битвах, в которых он одерживал победы, его главное государственное дело заключалось в том, что он не менее пяти раз ездил в Орду и, стоя на коленях перед монгольскими ханами, молил, их о том, чтобы они не облагали Русь еще более тяжелой данью, нежели та, которая была наложена на нее, чтобы они воздерживались от новых опустошительных набегов на нее. Делал святой Александр Невский это не по слабости, но по силе, не по трусости, но по великой духовной отваге, ибо знал: попытка поднять оружие против монголов обречет страну на новые жертвы, на новое кровопролитие.
И многие современники не могли понять, что делает этот странный князь, этот молодой герой, почему он вдруг превращается в смиренного просителя за Русскую землю вместо того, чтобы поднять за собой народ на борьбу с монголами. И многие, даже близкие родственники, братья называли его изменником, обвиняли его в трусости, упрекали его в корысти, в желании с помощью монголов укрепить свою власть над Русью. И, может быть, это было самое страшное испытание для него, ибо для князя, для государя гораздо легче было погибнуть величественно на поле брани, нежели годами нести на себе клеймо отступника и предателя, нести это клеймо и знать, что он продолжает осуществлять, может быть, самое главное и необходимое тогда для страны служение — служение во имя ее спасения.
При жизни святой Александр Невский не вкусил большой славы, хотя слава его началась уже в ранней юности. Большую часть своей жизни он воспринимался как князь-предатель и князь-отступник — многими, но не всеми. Уже тогда находились люди, которые понимали, что русский государь делает единственно возможное в этих трагических исторических обстоятельствах дело. Он это дело делает, может быть, самым трудным образом, и слова, которыми много веков позже святой патриарх Тихон определил свое служение: «Пусть имя мое погибнет для истории, лишь бы Церковь была жива», — эти слова стали за много веков до патриарха Тихона принципом жизни святого благоверного князя Александра Невского.
- 2638 просмотров