Архиерейская Литургия в храме священномученика Мефодия Петропавловского
Воскре́сл еси́ я́ко Бог из гро́ба во сла́ве, и мир совоскреси́л еси́; и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя, и смерть исчезе́; Ада́м же лику́ет, Влады́ко; Е́ва ны́не от уз избавля́ема ра́дуется, зову́щи: Ты еси́, И́же всем подая́, Христе́, воскресе́ние. Кондак Воскресный глас 1 |
Воскресенье 21 августа, Неделя 10-я по Пятидесятнице, Попразднство Преображения Господня, память святых Зосимы и Савватия Соловецких. Преподобные Савватий и Герман отплыли на необитаемые Соловецкие острова в 1429 году. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжал свои подвиги в одиночестве.
Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорка, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Тайн, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.
Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима, после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибытию в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители.
По прошествии нескольких лет, преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена. В обители не забыли первоначальника этих мест преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи преподобного Савватия (что соответствовало желанию братии Соловецкой обители), преподобный Зосима перевез святые мощи преподобного на место последних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положены в землю, где покоились до 1566 года.
Преподобный Зосима преставился к Богу, достигнув маститой старости, 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма. Через несколько десятилетий Церковный Собор при митрополите Московском Макарие 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию — 27 сентября, Зосиме — 17 апреля.
Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским (✝ 1569 г.; память 9 января, 3 июля и 5 октября). Мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.
В этот день Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский, совершил Божественную Литургию в храме священномученика Мефодия Петропавловского. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Алексей Щербенко — настоятель храма, иер. Павел Олесиюк, иер. Евгений Садовский — клирики храма, диаконский чин: Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Затай А. А.
Литургия была отслужена по примеру первого дня Праздника Преображения. Были пропеты праздничные антифоны:
Антифон 1-й, глас 2-й:
Стих 1, псалом 65: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Паки другий лик, тойже стих: Воскликните Господеви: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. И паки 1-й лик, стих 2-й, псалом 76: Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную, подвижеся и трепетна бысть земля. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Таже 2-й лик, стих 3, псалом 103: Во исповедание и в велелепоту облеклся еси, одеяйся светом яко ризою. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.
Антифон 2-й.
Стих 1-й, псалом 47: Горы Сионския, ребра Северова, град царя великаго. Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе поющия Ти: аллилуиа. Другий лик, тойже стих. Стих 2-й, псалом 77: И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его. Спаси ны, Сыне Божий: Стих 3: Гору Сионю, юже возлюби, и созда яко единорога святилище Свое. Спаси ны, Сыне Божий: Слава, и ныне: Единородный Сыне и Слове Божий:
Антифон 3-й, глас 7-й.
Стих 1-й, псалом 124: Надеющиися на Господа, яко гора Сион, не подвижится во век. Тропарь, глас 7: Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы. Светодавче, слава Тебе. Стих 2: Горы окрест Его и Господь окрест людей Своих, от ныне и до века. Тропарь: Преобразился еси: Стих 3, псалом 14: Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? Тропарь: Преобразился еси: Стих 4, псалом 23: Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? Тропарь: Преобразился еси: Входное: Господи, посли свет Твой, и истину Твою, та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою. Тропарь: Преобразился еси:
На Литургии было прочитано Евангельское зачало 72 от Матфея об исцелении Господом бесноватого отрока: «Тогда человек некий подошел к Иисусу и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились». (Мф. 17:14-23)
По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
На заупокойной ектении духовенством были вознесены поминовения о всех почивших православных жителя земли Казахстанской. Была совершена молитва о восстановлении мира, чтомая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По окончании Литургии, преподав благословение молящимся, Владыка обратился со словами проповеди.
- 1290 просмотров