Архиерейская Литургия в храме священномученика Мефодия Петропавловского
Камени запечатану от иудей и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный, Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава Воскресению Твоему, Христе, /слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Тропарь воскресный глас 1 |
27 октября — Неделя 18-я по Пятидесятнице, память святых отцов VII Вселенского собора.
Собор состоялся в 787 году и имел целью противостояние учению и практике иконоборчества, которые тогда охватили Восточную Церковь. Иконопочитание было признано не только допустимым, но и обязательным. Согласно соборным постановлениям, святые иконы — это не просто «Библия для неграмотных», как считалось прежде, но и прямое доказательство зримости и подлинности воплощения Сына Божия. Прилагательное «святые» здесь не случайно. Икона не изображается, но пишется; написанное на ней — не произвольно, но следует строгим канонам. Икона должна передавать не элементы фантазии иконописца, но транслировать иное, надмирное бытие. Об этом также говорил Собор!
Память Отцов Вселенских Соборов — это не личное воспоминание их святых участников, но празднование Соборов, как ключевых событий церковной истории. Память каждого из них, первых шести, а также всех совместно, в течение года празднуется за богослужением в строго определенные дни. В честь памяти Отцов Соборов освящены храмы. В этом важная особенная характеристика Восточного Православия.
В Православной Церкви VII Собор стал последним в истории. Причина этого в том, что, по аналогии с I Вселенским Собором, инициатором которого выступил Равноапостольный Константин, все последующие Соборы созывались Императором. Характер этой практики с точки зрения права был прецедентным, потому что она не была закреплена каноническими постановлениями. В западном христианстве Соборы воспринимались, как собрания представителей всей Церкви. Поэтому традиция созыва вселенских соборов в ней не прекращалась.
Всего 13 лет после VII Собора, в 800 году на Рождество Христово, в Риме Карл Великий вопреки принципиальной позиции наследников римских цезарей в Константинополе короновался Императором Запада. Представление о возможности существования на земле только одной Христианской Империи было подорвано. По отношению к соборной жизни Церкви это означало, что вселенские Соборы более не могли быть созваны решением Восточного Императора. Порою, 13 — это действительно роковое число!
Однако, в умах современников тех событий убеждение в единственности Империи продолжало существовать. Представители обоих дворов, иерархи и теологи, стали искать повода к обвинению друг друга в ереси. С этим стремлением обособиться на уровне вероучения была связана и практика чтения в Символе Веры прибавки об исхождении Духа Святого «и от Сына» (по латыни: филиокве) на Западе. Так начиналось окончательное размежевание Востока и Запада.
Сам термин «Православие», ставший определением восточного христианства, означал исповедание веры, которое официальное одобрено властями Римской Империи. Напомним, что слово «Византия» было введено в обиход западными исследователями новейшего времени, а сами «византийцы» воспринимали себя и были воспринимаемы другими именно, как «римляне».
По удивительному совпадению, VII Вселенский Собор, которому было суждено оказаться последним в православной истории, также, как и первый, состоялся в городе Никее. Церковь Святой Софии, в которой он проводился, сохранилась. В ней можно было видеть древние фрески, но в 2011 она была повторно превращена в мечеть. Интересно, что «византийское» иконоборчество VIII века, для ответа на которое и был созван этот «Последний Собор», было в значительной степени мотивировано влиянием стремительно распространявшегося тогда ислама.
В этот день Божественную Литургию в храме священномученика Мефодия совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Михаил Березин — настоятель храма, иер. Алексей Щербенко и иер. Евгений Садовский — клирики храма, диаконский чин: Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Литургии исполнил хор храма.
За Божественной Литургией было прочитано Воскресное Евангельское Зачало 35 от Луки: Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 5:5-15)
По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской».
Владыка совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
На заупокойной ектении были сугубо помянуты почившие иерархи церковные, все почившие православные христиане.
По окончании Литургии владыка обратился к собравшимся со словами проповеди.
- 540 просмотров