Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник

 

Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елисе́евою, возне́сшуся Илии́, и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый, во о́браз вои́стинну Креще́ния, и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие: Христо́с яви́ся во Иорда́не, освяти́ти во́ды.

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник. До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога». Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Божественную Литургию по чину свт. Василия Великого в этот день в Севастивно-Магдалиниском храме возглавил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Ергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Михаил Березин — руководитель епархиальной канцелярией, иер. Роман Пудов — ключарь храма, иер. Евгений Садовский — клирик храма, диаконский чин Владимир Бартоль. Песнопения Литургии исполнил квартет кафедрального собора под управлением Затай А. А.

Литургия началась Великой вечерней. После пения «Свете тихий» были прочитаны паремии, раскрывающие смысл праздника Богоявления. После прочтения Евангелия было совершено усердное моление о единстве Святого Православия: — Еще молимся Господу и Спасителю нашему о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную во всем мире пребывающую и даровати ей мир и безмятежие, любовь и согласие, рцем вси, Господи, услыши и помилуй. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской».

После заамвонной молитвы был совершен чин Великого Освящения воды. Затем храм и молящиеся были окроплены Святой водой. Владыка обратился к собравшимся со словами проповеди о празднике Крещения.

Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник Архиерейская Литургия в Крещенский сочельник

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»