Архиерейская Литургия в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, в день памяти Собора Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Казахстанской
Спас и Изба́витель мой из гро́ба, я́ко Бог, воскреси́ от уз земноро́дныя, и врата́ а́дова сокруши́, и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен. Кондак воскресный глас 4 |
19 сентября, Неделя 13-я по Пятидесятнице, Собор Новомучеников и Исповедников Казахстанских. В 1930-х-1950-х годах в Казахстане находилась одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа — Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр сказал: «что земля Казахстана это распростёртый к небу Антиминс». Сколько святых просияло на нашей земле в эти страшные годы жизни, это люди которые с достоинством и честью выполнили свой христианский долг до конца, даже до смерти, и любящий Господь прославил их не только на небе, но и на земле в лике мучеников и исповедников.
Христиане всех веков с особым благоговением относились к памяти святых мучеников, своею кровью свидетельствовавших о верности Богу и Его Святой Церкви в эпохи, когда ненависть мира к последователям Христа Спасителя, о которой Он предупреждал Своих учеников (Ин. 16:33), доходила до степени открытого гонения. В мужественном и бескомпромиссном подвиге этих страдальцев за Истину мы, современное поколение православных христиан, так же, как и наши предшественники, призваны черпать духовные силы, видеть вдохновляющий пример стойкого и бесстрашного служения Господу Иисусу Христу в моменты решительного испытания совести пред лицом смертельной опасности. Издревле жития святых мучеников пользовались у русского народа глубоким почитанием. В глазах верующих все претерпевшие страдания за правду (Мф. 5:10) доказали на деле, что они возлюбили Господа превыше всего — всем сердцем своим, и всею душею своею, и всею крепостию своею (Лк. 10:27). Кровью мучеников созидалась Церковь Христова первых веков христианства.
Кровью мучеников и исповедников созидается и наша Русская Православная Церковь, которая, выйдя из эпохи гонений и преследований, совершает духовное и нравственное обновление нашего народа, потерявшего в результате семидесяти лет воспитания в духе безверия духовные и нравственные основы жизни. Мы, православные люди конца ХХ столетия, живем в непростое время. Минувшие десятилетия мрачного безбожия и безжалостного физического истребления духовенства и мирян в России во многом нарушили нашу преемственную связь с духовными традициями христианского прошлого и их живыми носителями. И потому мы особенно нуждаемся в молитвенном поминовении всех тех, кто пострадал за веру Христову: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и голода в лагерях. Сегодня они, имена которых ведает один Бог, являются нашими молитвенниками и предстателями пред Господом Богом, и мы верим, что их молитвами Господь укрепит Святую Церковь в тех трудностях, которые сегодня ей приходится переживать.
Божественную Литургию в этот день в кафедральном соборе Вознесения Господня совершил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, клирики собора. Песнопения Литургии исполнил хор собора под управлением регента Затай А. А. Перед началом Божественной Литургии был совершен Водосвятный молебен.
На Литургии был прочитан евангельский отрывок-притча Спасителя о злых виноградарях из Евангелия от Матфея 87 Зачало: Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Мф. 21:33-42)
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектеньи были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектеньи были прочитаны молитвы «О даровании пастырей Церкви Петропавловской» и «О ниспослании мира земле Украинской». Кроме того на Ектении были вставлены особые прошения читаемые в этот день о призывании Божьего благословения на супругов и их семьи:
Еще́ мо́лимся, да храня́т лю́ди Твои́ за́поведь сию́: е́же Бог сочета́, челове́к да не разлуча́ет, и да́руется дома́шним их це́рквам несокруши́мая кре́пость и преспе́яние в любви́ нелицеме́рней.
Еще́ мо́лимся о сохране́нии супру́жества рабо́в Твои́х в ми́ре и единомы́слии, благоче́стии и чистоте́.
Еще́ мо́лимся, да возвеселя́тся лю́ди Твои́ виде́нием сыно́в и дще́рей, и да умно́жится наро́д наш и благослове́ние Твое́ насле́дуется в нем в род и род.
Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от эпидемии коронавируса.
По окончании Литургии был совершен Крестный ход вокруг храма вместе с иконой Божией Матери «Тихвинская» и с молитвословиями к Небесным покровителям Земли Казахстанской — святым Новомученикам и Исповедникам Церкви Казахстанской.
- 1727 просмотров