Архиерейская Литургия в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

  Воскре́сл еси́ днесь из гро́ба, Ще́дре, и нас возве́л еси́ от врат сме́ртных; днесь Ада́м лику́ет, и ра́дуется Е́ва, вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.
Кондак воскресный глас 3

25 октября — Неделя 20-я по Пятидесятнице, Память святых отцов VII Вселенского Собора, память Перенесения из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя.

Архиерейская Литургия в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

День 12/25 октября отмечен в Православном Церковном календаре праздником «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799)». До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собранных священных реликвий рыцарского Мальтийского Ордена св. Иоанна Иерусалимского.

В 326 г. произошло чудесное обретение на Голгофе Креста Господня св. царицею Еленою. Вскоре же после этого по царскому повелению был заложен здесь новый храм Воскресения Христова, которому суждено было сделаться на долгие годы хранителем сей великой святыни всего христианского мира. Но ее нельзя представлять во всей целости, каковою она была при обретении. Предание сообщает нам о многих частях Креста Господня, еще в глубокой древности отделенных от него и разнесенных по всем концам мира. Хранил эти частицы Восток, хранил и христианский Запад. Точно также и Святая Русь в 1000-летний период своей христианской жизни не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня. Одну из этих частиц она получила с Запада от рыцарей Мальтийского ордена.

В одно время с частицею Креста Господня с острова Мальты была перенесена на Русь иоаннитами и другая, долгое время хранимая святыня: Филермская икона Божией Матери — Одигитрия. Идущее от глубокой древности предание гласит, что написана она была святым евангелистом Лукою и освящена благословением Самой Приснодевы.

Филермская икона Божией Матери

Во время четвертого крестового похода икона Одигитрии вместе со многими другими святынями Константинополя была взята крестоносцами из Влахернской церкви и отправлена на Запад. Перенесенная снова в Палестину, она досталась иоаннитам. Икона была неотъемлемой их собственностью во время всех их дальнейших переселений, пока они не принесли ее в дар императору Павлу.

Десная (правая) рука святого Иоанна Крестителя является третьей святыней, в честь которой на Руси установлено празднование. По преданию, идущему от глубокой древности, св. евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, поклонился останкам мощей Его Крестителя и просил жителей Севастии дозволить ему перенести их в Антиохию, где бы они могли быть спасены от поругания и истребления неверными. Но севастийцы позволили ему взять только десницу Крестителя, которая с благоговением и была перенесена им в Антиохию.

В 639 году пала Антиохия, а вместе с нею подпала мусульманскому пленению и десница Крестителя. Много раз византийские императоры пытались взять ее из Антиохии, но все старания их не достигали желанной цели. Наконец, Господь судил христианской святыне быть перенесенною из порабощенного нечистивым народом города в столицу христианского царства — Константинополь.

Десная (правая) рука святого Иоанна Крестителя

Когда Мальта взята была Наполеоном и корона магистра Ордена перешла к русскому императору Павлу Петровичу, еще в детстве восхищавшемуся славною историей Мальтийских рыцарей, благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в его владение все три великих сокровища, ни с одним из которых никогда еще они не расставались.

Десница Иоанна Крестителя была первою из святынь, перевезенных ими в Россию. В 1798 году она временно была помещена в орденскую капеллу, находившуюся в Петербурге. В следующем же 1799 году 12 октября (с/и. стиль — прим. ред.) были перевезены в Гатчину вместе с нею и остальные две святыни: частица Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. Все подробности этого торжественного события впоследствии были внесены в службу, составленную по поручению Священного Синода на день 12 октября.

После убийства заговорщиками императора Павла I строительство монастыря было прекращено, святыни хранились в храме Зимнего дворца в Петербурге. В 1852 году, когда по личному указанию императора Николая Павловича был построен в Гатчине собор св. апостола Павла — в честь небесного покровителя Павла I, с этого времени святыни ежегодно на десять дней — с 12 по 22 октября (ст. стиль) переносились из Петербурга в гатчинский Павловский собор для поклонения народу. После октябрьского переворота церковь Зимнего дворца была разграблена, но святыни удалось спасти. Они оказались в ризнице Архангельского собора Московского Кремля. Затем, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, святыни были перевезены в Гатчину, в Павловский собор.

Павел I

13 октября 1919 г. настоятель собора протоиерей о. Иоанн Богоявленский (будущий епископ Исидор и духовник будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) увез святыни в Эстонию, спас их таким образом от изъятия большевиками и поругания.

Дальнейшая судьба чтимых святынь такова. Король Петр III Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 г. в Великобританию, передал Сербскому Патриарху Гавриилу святыни на сохранение. Вместе с другими сокровищами королевской династии они были спрятаны в подполье келий настоятеля черногорского монастыря св. Василия Острожского архимандрита Леонтия (Митровича), где и хранились десять лет. Святыни были незаконно изъяты коммунистическими властями Югославии в ходе кампании по конфискации церковных ценностей.

Лишь в 1993 г. десная рука св. Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Филермская икона Божией Матери по-прежнему находится в национальном музее г. Цетинье (Черногория).

Гатчина

Божественную Литургию в этот день в Кафедральном соборе Вознесения Господня совершил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский в сослужении духовенства собора. Песнопения Божественной Литургии исполнил квартет собора под управлением регента Затай А. А.

На Литургии было прочитано Евангельское Зачало 30 от Луки: После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. (Лк. 7:11-16)

Архиерейская Литургия в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской, Белорусской и Нагорном Карабахе» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.

На Заупокойной Ектении Архипастырь сугубо вознес молитву Господу об упокоении души новопреставленного протоиерея Димитрия Смирнова.

Архиерейская Литургия в Неделю 20-ю по Пятидесятнице Архиерейская Литургия в Неделю 20-ю по Пятидесятнице Архиерейская Литургия в Неделю 20-ю по Пятидесятнице Архиерейская Литургия в Неделю 20-ю по Пятидесятнице Архиерейская Литургия в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»