Архиерейская Литургия в Неделю о Страшном Суде в храме священномученика Мефодия Петропавловского
Егда́ прии́деши, Бо́же, на зе́млю со сла́вою, и трепе́щут вся́ческая, река́ же о́гненная пред суди́щем влече́т, кни́ги разгиба́ются, и та́йная явля́ются: тогда́ изба́ви мя от огня́ неугаси́маго и сподо́би мя одесну́ю Тебе́ ста́ти, Судие́ Пра́веднейший. Кондак Недели. |
19 февраля, Неделя мясопустная, о Страшном Суде, третья подготовительная неделя к Великому посту. Христос приходит в этот мир во славе, чтобы исцелить, спасти и преобразить его. Долгие века греха, смерти и боли оказываются позади; все ужасы и трагедии человеческой истории приходят к концу, чтобы никогда более не вернуться. Мертвые воскресают, и наступает та «жизнь будущего века», «жизнь вечная и блаженная», которую верующие ожидали с трепетом и надеждой. Благословенные наследуют Царство, уготованное им от создания мира, все земные скорби оборачиваются вечным торжеством. Это радость настолько огромная, что мы не могли бы ее вместить сейчас — нам еще нужно расти и через многое пройти, чтобы сделаться достаточно большими для нее.
Но с другой стороны, этот суд обоснованно называют Страшным. Человек может и не войти в это Царство — у него есть свободная воля, он может и отказаться. Причем входим в это Царство — или отказываемся войти — мы уже здесь и сейчас. Чтобы стать жителями Небесного Града, мы должны глубоко измениться, вернее, позволить Богу нас глубоко изменить. Иначе мы не можем войти в Град — даже не потому, что нас не пустят, просто потому что мы не сможем и даже не захотим быть его гражданами.
И вот Церковь, напоминая о Страшном суде, говорит, что вот сейчас, сегодня, еще не поздно. Мы можем покаяться, обратиться, сдаться Богу и дать Его благодати изменить нас. Господь говорит о том, чем благословенные отличаются от проклятых, те, кто войдут от тех, кто останется «во тьме внешней»: благословенные проявляют действенную любовь к ближним. Это не значит, что они сдали какой-то норматив по добрым делам, это значит, что они являются людьми определенного типа, теми, для кого в радость служить Богу и людям.
На этот воскресный день по благословению правящего архиерея был перенесен престольный праздник в городском храме в честь священномученика Мефодия. Священномученик Мефодий в миру Красноперов Михаил Платонович, родился 30 июля 1868 года в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской губернии в бедной семье псаломщик. 11 февраля 1900 года пострижен в монашество с наречением имени Мефодий.
20 февраля епископ Мефодий прибыл в Омск, а 5 апреля на кафедру прибыл назначенный управляющим Омской епархией епископ Андроник (Никольский). 21 июля 1913 года в Омске было учреждено Епархиальное Братство трезвости, председателем которого стал епископ Мефодий.
В 1914 году Петропавловская городская дума возбудила перед Омской епархией ходатайство о перенесении места пребывания епископа Акмолинского из Омска в Петропавловск, заявив, что со своей стороны она готова отпустить средства на содержание архиерейского дома. 6 ноября 1914 года был опубликован указ о переименовании второго викария Омской епархии во епископа Петропавловского с предоставлением ему значительных полномочий в самостоятельном управлении приходами Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов.
27 марта 1917 года Совет рабочих и солдатских депутатов постановил послать телеграммы министру Керенскому и обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой об удалении епископа Мефодия из Петропавловска за реакционную деятельность, угрожающую общественному спокойствию. Эту просьбу Святейший Синод оставил без внимания.
В 1921 году Западная Сибирь была охвачена крестьянским восстанием. Восставшим удалось захватить города Петропавловск, Ишим, Тобольск и образовать Северное Сибирское Правительство. Восстание было подавлено большевиками с большой жестокостью. Епископ Мефодий был убит для устрашения при подавлении восстания. 17 февраля 1921 года владыка служил Божественную литургию в Никольской церкви в Петропавловске. После молебна он вышел со словом примирения на площадь к собравшемуся перед храмом народу, и здесь перед храмом был заколот штыками. Убитому епископу красноармейцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест.
Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Божественную Литургию в этот день в храме священномученика Мефодия Петропавловского совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Михаил Березин — настоятель храма, иер. Алексей Щербенко и иер. Евгений Садовский — клирики храма, иер. Антоний Шувакин — ключарь храма Всех Святых, иером. Серафим (Максимов) — руководитель епархиального отдела по тюремному служению. Диаконский чин: Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Литургии исполнил архиерейский хор под управлением регента Затай А. А.
На Литургии было прочитано Евангельское Зачало 106 от Матфея: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф. 25:31-46)
По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
Владыка совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
С пением молитвословий Спасителю и священномученику Мефодию духовенство и молящиеся совершили Крестный ход вокруг храма. Были возглашены уставные Многолетия священноначалию Церкви Православной, Богом хранимой стране нашей Казахстанской, Президенту, Властям, воинству и народу ея, всем православным христианам. В завершении Крестного хода владыка обратился к молящимся со словами проповеди.
- 1346 просмотров