Архиерейская Литургия в Неделю о Закхее
Да веселя́тся Небе́сная, да pа́дуются земна́я, я́ко сотвоpи́ деpжа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, попpа́ сме́pтию сме́pть, пе́pвенец ме́pтвых бысть; из чpе́ва а́дова изба́ви нас, и подаде́ ми́pови ве́лию ми́лость. Тропарь Воскресный глас 3 |
14 февраля — Неделя 33 по Пятидесятнице, память святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Эта Неделя именуется Неде́лей о Закхе́е — последнее воскресенье перед началом подготовки к Великому Посту. Следующее воскресенье после Недели о Закхее — это Неделя о мытаре и фарисее, начало богослужений с использованием Постной Триоди. Рассказ об искреннем покаянии Закхея является примером для приготовления христиан к покаянию в период Великого поста.
В Евангелии Недели о Закхее рассказывается, что в городе Иерихоне жил Закхей, начальник мытарей, человек богатый. Напоминаю, что мытари — это люди, которые собирали подать в пользу римского государства (евреи в то время были порабощенным народом, находились под властью римлян) да еще часть брали себе. По этой причине со стороны народа и со стороны народных вождей, фарисеев, они пользовались очень плохой репутацией. Даже общение с ними, а тем более с их начальником, воспринималось как недостойное, нечистое. С другой стороны, мытари всегда могли и донести властям, и сделать любую пакость. Поэтому Закхея воспринимали с ненавистью, страхом и одновременно с некоторым почтением. Покаянные действия исходили исключительно от Закхея, но сила благодатного преображения была такова, что Господь сказал: Ныне пришло спасение дому сему.
В этот день молитвенно вспоминаются все те, кто не убоялся смертной казни, а исповедовал свою твердую веру во Христа и свою верность Церкви православной. В этот праздник служатся панихиды о неизвестных пострадавших за веру в годы гонений, а также молебны новомученикам с величанием и молитвой к ним. Часто они служатся в местах массовых казней христиан в годы Советской власти. Такие места известны всем верующим (Соловки, где выросла береза в виде креста, или Бутово, где производились массовые казни, а потом выстроен храм новомучеников и исповедников Российских по указу Патриарха Алексия).
Советская власть только начала серию гонений на православных. Поэтому Собор призвал всех фиксировать случаи мученичества за веру. Была распространяема тогда листовка с проповедью протоиерея Павла Лахотского, призывающая к стойкости в трудное время, а также список убиенных за веру. До расстрела митрополита Владимира, были и раньше случаи убийства священнослужителей. Например, считается, что одним из первых красноармейцы казнили протоиерея Иоанна Кочурова. Это произошло 31 октября 1917 года в городе Пушкине Ленинградской области.
Однако после окончания Гражданской войны этот праздник был незаслуженно забыт. Но многие священнослужители и прихожане продолжали в этот день поминать за упокой убитых за веру. До самого периода перестройки праздник не отмечался. Мотивировалось это тем, якобы некоторые священнослужители, «прикрываясь рясой» вели антисоветскую пропаганду.
А за границей активно собирались сведения о пострадавших за веру россиянах. В 49-м году вышла в свет книга протоиерея Михаила Польского «Новомученики Российские». В 81—м году произошло прославление новомучеников на Соборе зарубежной церкви. Точно имена всех мучеников за веру не знали, поэтому поминали некоторых «и иже с ними». Причисленных к лику святых всего было сто пять человек. В 1989 году в России произошло прославление святого патриарха Тихона, пострадавшего от Советской власти, что расценивалось как первый звоночек возвращения праздника всех новомучеников Российских. И вот в 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй издал указ о возобновлении поминовения всех новомучеников и исповедников Российских. Чин канонизации пострадавших за веру состоялся в 2000 году. Было прославлено 813 человека. Затем были изучены все документы, и канонизировали еще многих. В 2011 году в числе новомучеников и исповедников Российских было уже 1774 человека, пострадавших за веру.
Божественную Литургию в этот день в Кафедральном соборе Вознесения Господня совершил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Михаил Березин — руководитель епархиальной Канцелярии, прот. Феодор Бердик, иер. Виталий Стариков — клирики собора, диаконский чин Владимир Бартоль, Максим Абдулхасанов. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Затай А. А. Перед началом Литургии был совершен водосвятный молебен.
По прочтении часов духовенство в центре храма совершило панихиду по всем иерархам церковным, отцам, сестрам и братиям нашим в годину лютых гонений за веру православную жизнь свою положивших. Всем пострадавшим в период сталинских репрессий духовенство пропело Вечную память.
На Божественной Литургии было прочитано Евангельское Зачало 94 от Луки: Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. ( Лк. 19:1–10)
По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской, Белорусской и в Нагорном Карабахе» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
По окончании Литургии был совершен Крестный ход вокруг храма. С особой торжественностью была пропета благодарственная молитва Господу, написанная святителем Амвросием Медиоланским «Тебе Бога хвалим». Этой молитвой клирики и прихожане воспели благодарность Спасителю за все Его благодеяния на Церковь Православную явленные. Владыка обратился к собравшимся со словами проповеди.
- 1387 просмотров