Архиерейская Литургия в Праздник Архангела Михаила
Небе́сных во́инств Архистрати́же, мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии, да твои́ми моли́твами огради́ши нас кро́вом крил невеще́ственныя твоея́ сла́вы, сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих: от бед изба́ви нас, я́ко чинонача́льник вы́шних Сил. Тропарь Небесным Силам. |
21 ноября Святая Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания.
Архангел Гавриил — один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете — о рождении Спасителя мира.
Архангел Иегудиил — покровитель подвизающихся и монашествующих, славитель Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствуюший о воздаянии им за их подвиги и труды, споспешник и наставник в работе, заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией.
Всякий из нас, от млада до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. На нашей грешной земле всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие — с великим и тяжким. Но Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого труда любве во имя Его. Имя Иегудиил в переводе с еврейского языка означает — славящий Бога, хвала Бога.
Архангел Рафаил — целитель человеческих недугов, чудотворец, путеводитель, врач Божий. Имя Рафаил в переводе с еврейского языка означает — помощь, исцеление Божие, врачевание Божие, целитель человеческих недугов, утешитель скорбящих. Изображается Архангел Рафаил держащим в немного приподнятой левой руке сосуд с врачебными средствами и ведущим правою рукою Товию, несущего пойманную в реке Тигр рыбу, либо держащим в руках рыбу, либо стоящим на рыбе и с алавастром мира. Имя архангела Рафаила происходит от слова на иврите, которое переводится как «исцелять». В современном иврите есть слово «rophe» — так евреи называют врачей, что указывает на перевод имени божественного посланника. Архангел с таким именем есть в иудаизме, в православии, в католицизме и в исламе.
Архангел Уриил — один из семерых высших ангелов. Его представляют в образе бесплотного духа и изображают как красивого юношу или мужчину. Имя архангела переводится как «Божий свет» или «Бог есть свет». Уриил просвещает людей, вселяя в их умы озарения. Архангела называют просветителем невежд, наставником заблудших душ, помогающим понять душевные чувства и чувства тела. Высший ангел навевает грешникам мысли о молитве и покаянии. Он поможет каждому, кто потерял правильное направление на своем жизненном пути.
Архангел Селафиил (Салафиил) — молитвенник Божий, всегда молящийся Богу о людях и людей побуждающий к молитве, молитвенник о спасении и здравии людей. Имя Селафиил в переводе с еврейского языка означает — молитва к Богу, молитвенник Божий, побуждающий к молитве.
Об этом Архангеле пишется в Третьей книге Ездры: «И было, во вторую ночь пришел ко мне Салафиил, вождь народа...» (3Езд.5:16). Архангел Селафиил явился Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась. Он сказал ей: «...слышал Господь страдание твое...» (Быт.16:11).
По верованию Церкви, святой Архангел Селафиил также явился Агари в пустыне Вирсавии, когда изгнал ее Авраам. В книге Бытия об этом повествуется так: «Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села поодаль против него, и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока оттуда, где он был; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? Не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос».
Архангел Варахиил (иврит — благословение Божие) — архангел Божиих благословений — «...через него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие». Имя этого архангела известно только по церковному Преданию, в Священном Писании оно не встречается.
В иконографии XVIII–XIX веков архангела Варахиила изображали с цветком в руке или «несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном». На иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» архангел Варахиил иногда изображается с виноградной гроздью.
На Литургии молился управляющий епархией архиепископ Владимир. Литургию совершили прот. Феодор Бердик, иером. Серафим (Максимов) и иер. Максим Абдулхасанов. Диаконский чин — Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Литургии исполнил хор собора под управлением Затай А. А.
На Литургии было прочитано Святое Евангелие (зачало 51) от Луки: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. (Лк. 10:16-21)
По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле нашей» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской».
По окончании Литургии был совершен молебен Небесным силам.
- 1242 просмотра