Богослужения праздника Входа Господня во Иерусалим в Кафедральном соборе Петропавловска
Бог Госпо́дь, и яви́ся нам, соста́вите пра́здник, и веселя́щеся прииди́те, возвели́чим Христа́, с ва́иями и ве́твьми, пе́сньми зову́ще: благослове́н Гряды́й во и́мя Го́спода Спа́са на́шего. Задостойник праздника. |
17 апреля 2022 года — великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим; Неделя цветоносная, вербное воскресенье. Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и... Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».
Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.
Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели... Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.
Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.
Всенощное бдение накануне праздника и Божественную Литургию в сам праздник совершил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Михаил Березин — ключарь собора. Диаконский чин: Владимир Бартоль, Максим Абдулхасанов. Богослужебные песнопения исполнил хор Кафедрального собора под управлением регента Затай А. А.
Перед началом Литургии духовенство совершило Литию по Приснопоминаемому Святейшему Патриарху Алексию Первому. В годы Великой Отечественной войны в блокаду Ленинграда будущий Патриарх остался со своей паствой, постоянно совершал богослужения, ободрял и утешал верующих. В храмах Ленинградской епархии в дни войны не прекращался сбор средств на оборону, на помощь раненым и сиротам. Всего в 1941-44 гг. было собрано более 13 миллионов рублей. За организацию патриотической деятельности в период блокады митрополит Алексий с группой духовенства был удостоен медали «За оборону Ленинграда».
После кончины Святейшего Патриарха Сергия (в мае 1944 г.) стал местоблюстителем Патриаршего престола, 2 февраля 1945 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви избран Патриархом Московским и всея Руси. При Патриархе Алексии в послевоенные годы восстанавливались разрушенные войной храмы, возобновлялось церковное издательское дело, открывались духовные школы, восстанавливались связи с православными соплеменниками в рассеянии, возоблена монашеская жизнь в Троице-Сергиевой лавре, закрытой властями в 1920-е годы.
10 апреля 1945 г. состоялась историческая встреча председателя Совнаркома СССР И. В. Сталина с Патриархом Алексием, митрополитом Крутицким Николаем и протопресвитером Николаем Колчицким. 22 августа 1945 г. Совет Народных Комиссаров СССР вынес постановление о предоставлении церковным органам юридических прав на приобретение транспортных средств, производство церковной утвари и т. д. Этим же постановлением советским органам на местах предлагалось не препятствовать церковным общинам звонить в колокола.
Скончался в загородной резиденции в подмосковном Переделкине 17 апреля 1970 г. Погребен в Троице-Сергиевой лавре.
Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет — один из символов возрождения жизни; он же связан с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима). В начале Литургии поются антифоны праздника — стихир из псалмов, содержащих ветхозаветные пророчества о Входе Господа в Иерусалим с особыми припевами: «Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас», «Спаси ны Сыне Божий, возседый на жребя, поющия Ти: аллилуиа». В апостольском чтении (Послание апостола Павла к Филиппийцам, глава 4, стихи с 4 по 9) христиане призываются к радости, кротости, миролюбию, молитвенному настроению и неотступном следовании истинному вероучению. Вместо песнопения «Достойно есть» исполняется ирмос 9-й песни канона праздника, который в переводе на русский язык звучит следующим образом: «Бог — Господь, Он явился нам! Устройте праздник, и поспешим, ликуя, возвеличить Христа, с ветвями пальм и деревьев в руках, в песнях воскликнем: „Благословен грядущий во имя Господа, Спасителя нашего!“».
На Литургии было прочитано Уставное Евангельское Зачало 41 от Иоанна: Пре́жде шести́ дний Па́схи прии́де Иису́с в Вифа́нию, иде́же бе Ла́зарь уме́рый, его́же воскреси́ от ме́ртвых. Сотвори́ша же Ему́ ве́черю ту, и Ма́рфа служа́ше, Ла́зарь же еди́н бе от возлежа́щих с Ним. Мари́а же прие́мши ли́тру ми́ра на́рда писти́ка многоце́нны, пома́за но́зе Иису́сове, и отре́ власы́ свои́ми но́зе Его́. Хра́мина же испо́лнися от вони́ ма́сти благово́нныя. Глаго́ла же еди́н от учени́к Его́, Иу́да Си́монов Искарио́тский, и́же хотя́ше Его́ преда́ти: чесо́ ра́ди ми́ро сие́ не продано́ бысть на трех стех пе́нязь и дано́ ни́щым? Сие́ же рече́, не я́ко о ни́щих печа́шеся, но я́ко тать бе, и ковче́жец име́яше, и вмета́емая ноша́ше. Рече́ же Иису́с: не де́йте ея́, да в день погребе́ния Моего́ соблюде́т е́. Ни́щыя бо всегда́ и́мате с собо́ю, Мене́ же не всегда́ и́мате. Разуме́ же наро́д мног от иуде́й, я́ко ту есть, и приидо́ша не Иису́са ра́ди то́кмо, но да и Ла́заря ви́дят, его́же воскреси́ от ме́ртвых. Совеща́ша же архиере́е, да и Ла́заря убию́т, я́ко мно́зи его́ ра́ди идя́ху от иуде́й и ве́роваху во Иису́са. Во у́трий же день наро́д мног прише́дый в пра́здник, слы́шавше, я́ко Иису́с гряде́т во Иерусали́м, прия́ша ва́иа от фи́ник и изыдо́ша в сре́тение Ему́, и зва́ху глаго́люще: оса́нна, благослове́н гряды́й во и́мя Госпо́дне, Царь Изра́илев. Обре́т же Иису́с осля́, все́де на не, я́коже есть пи́сано: не бо́йся, дщи Сио́ня, се Царь твой гряде́т, седя́ на жребя́ти о́сли. Сих же не разуме́ша ученицы́ Его́ пре́жде, но егда́ просла́вися Иису́с, тогда́ помяну́ша, я́ко сия́ бы́ша о Нем пи́сана, и сия́ сотвори́ша Ему́. Свиде́тельствоваше же наро́д, и́же бе пре́жде с Ним, егда́ Ла́заря возгласи́ от гро́ба и воскреси́ его́ от ме́ртвых. Сего́ ра́ди и сре́те Его́ наро́д, я́ко слы́шаша Его́ сие́ сотво́рша зна́мение. (Ин 12:1–18)
По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
По освящении Святых Даров Преосвященный епископ Владимир совершил диаконскую хиротонию чтеца Алексея Александровича. Диаконское служение ставленнику определено понести в Кафедральном соборе.
На Литургии были заготовлены три Агнца для совершения Литургий Преждеосвященных Даров в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы.
По отпусте Литургии состоялось славление — хор и духовенство исполнили тропарь, кондак и величание празднику Входа Господня в Иерусалим. Глава Митрополичьего округа прочитал молитву на освящение ваий и окропил ветви вербы и всех молящихся в храме святой водой, после чего обратился к собравшимся со словами проповеди.
- 1627 просмотров