Божественная Литургия в праздник святителя Василия Великого
На Престо́ле огнезра́чнем в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом, благоволи́л еси́ роди́тися на земли от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се, сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный. Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту, сла́ва смотре́нию Твоему́, сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче. |
14 января, Обрезание Господне, день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. (330–379) Святой Василий — архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила, многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). В этот день Божественную Литургию в Свято-Мефодиевском храме Петропавловска совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иерей Михаил Березин — настоятель храма, иерей Алексей Щербенко, иер. Евгений Садовский — клирики храма, диаконский чин: Владимир Бартоль. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Затай А. А.
Праздник Обрезания Господня фиксирован, его отмечают на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. В Новом Завете обрезание плоти замещается обрезанием сердца. То есть, чтобы служить Богу, принадлежать к богоизбранному народу, обряд обрезания совершать не надо. Иисус Христос учреждает вместо Обрезания Крещение водой и Духом. Смиренно пройдя обряд Обрезания, наш Спаситель Иисус Христос показал всем своим ученикам, что Новый Завет, который Он нам принёс, не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, но соблюдает его. И, таким образом, доводит его до совершенства, упразднят грубое плотское и утверждая главенство духа. Чтобы проповедовать среди народа израильского Иисус должен был быть полноценным членом общества: ходить в храм, молиться, жить в семье израильтян. Все это было совершенно невозможно для необрезанных. В день Обрезания, по традиции, Господь получил имя, которое было предречено ангелом ещё до Его зачатия. Именно на восьмой день нарекли Ему имя — Иисус.
В этот день по Уставу Литургия совершается по чину свт. Василия Великого. На Литургии было прочитано Евангельское повествование от Луки 6 зачало: И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идёт с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. (Лк. 2:20-21,40-52)
По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Казахстанской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
Владыка совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По окончании Литургии владыка обратился к прихожанам со словами проповеди на тему евангельского зачала. Воспитанники Воскресной школы при храме в своем выступлении поздравили Владыку с прошедшим праздником Рождества Христова.
- 1008 просмотров