День Святой Троицы
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей,
низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.
(тропарь праздника)
7 июня — двунадесятый праздник Святой Троицы. В этот праздничный день богослужения в Вознесенском кафедральном соборе града Петропавловска возглавил Преосвященнейший епископ Владимир.
Управляющему епархией сослужили: благочинный собора иерей Михаил Березин, протоиерей Федор Бердик, иерей Сергий Осинцев, иерей Антоний Чуриков, диакон Владимир Бартоль и диакон Владислав Овчаров.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под руководством А. А. Затай.
Накануне вечером в соборе состоялось Всенощное бдение.
На бдении впервые после пасхального периода поется знаменитая стихира шестого гласа «Царю Небесный». С этого дня и в течение всего года с этой стихиры начинаются все богослужения и домашние молитвы.
На великой вечерне праздника поются два песнопения, которые не совершались в храме со Страстной седмицы: «Видехом свет истинный...» и «Царю Небесный...». Весь период от Пасхи до Пятидесятницы мы празднуем Воскресение Сына Божиего, но явления Святого Духа еще только ждем — вот почему его прославление на время уходит из богослужения. В канун Троицы «Видехом свет истинный...» поется на «Господи, воззвах...» четвертой стихирой, а «Царю Небесный...» — при пении стихир на стиховне. «Царю Небесный...» обычно поется всем храмом. Вообще, стихира «Царю Небесный...» в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на всенощном бдении праздника она поется несколько раз (еще перед каноном и перед славословием). На вечерне читаются паремии — из Книги Чисел (11, 16–17, 24–29) — сошествие Святого Духа на вождей и начальников иудейского народа: «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (Моисеем), и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам»; из Книги пророка Иоиля (2, 28) — «излию от Духа Моего на всякую плоть»; из Книги пророка Иезекииля (36, 24–28) — о том, что будет совершено обновление человека, Господь даст людям новое сердце и новый дух: «и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное».
На литии было совершено освящение пшеницы, вина и елея.
По окончании полиелея Преосвященнейший епископ Владимир совершил помазание прихожан освященным маслом.
В сам день праздника состоялась Архиерейская Божественная Литургия.
После чтения часов епископом Петропавловским и Булаевским Владимиром правом ношения подрясника был награжден иподиакон Богдан Фахрутдинов; пономарь собора Александр Михайлов был награжден правом ношения ораря.
Собор встретил праздник в особо благолепном виде: с давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью — ветками берез, цветами, свежескошенной травой. Цветы и зелень напоминают о рае, о жизни вечной, они — знак весны духовной, образ обновления нашей жизни.
Большинство пришедших на Литургию причастились Святых Христовых Таин. В этот день центральном храме епархии собрались не только его постоянные прихожане, но и верующие из других храмов.
По окончании Литургии владыка совершил вечерню с чтением коленопреклонных молитв святителя Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших.
На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей.
Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4). Господь исполнил Свое обещание: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17).
Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41).
В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.
Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.
- 2371 просмотр