Неделя святителя Григория Паламы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Иерей Евгений Анатольевич Столяров

Сегодня, братья и сестры, по прошествии уже двух седмиц Великого поста нам с вами будет полезно обратить свой взгляд на то, что является существом поста. По святоотеческому учению, пост — основание всякой добродетели. Именно поэтому нам важно и нужно понять, что такое пост.
По своему опыту мы знаем, что пост имеет две составляющие — внутреннюю, духовную, и внешнюю, телесную. Постом мы стараемся есть меньше, исключаем все скоромное, т. е. стесняем себя телесно. И, конечно, стесняем себя со стороны духовной — стараемся меньше ходить по гостям, читать Священное Писание, больше молиться и совершать дела милосердия. Таким образом, мы себя стесняем с двух стороны — телесной и духовной.

Иногда у нас возникают сомнения в важности телесного поста по сравнению с духовным. Казалось бы, мы можем питаться столько же, сколько и в обычное время, и при этом совершать духовное делание. Но Слово Божие наставляет нас в том, чтобы мы очень внимательно относились к нашей телесности. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34), предупреждает нас Христос. Если человек предается объедению, оказывается, что его сердце становится неспособным к духовной жизни. Этими словами Господь указывает на пользу телесного поста.

Когда мы говорим о способности к духовной жизни, мы говорим прежде всего о способности к богопознанию и богопочитанию. Сердце плотского человека не способно к познанию Бога, не способно к верному Его почитанию. Познание Бога дается нам разными способами. Господь открывается нам в естественных условиях нашей жизни — мы можем встретить Его в каких-то жизненных обстоятельствах, среди людей. Но познание Бога может происходить и неестественным для этого мира способом — явлением благодатных сил, через святыни и т. д.

Сегодня мы вспоминаем человека, который всю жизнь положил на то, чтобы доказать, что человек может войти в общение с Богом и познать Его. Мы творим память святителя Григория, епископа Фессалоник, или, как его еще называют, Григория Паламы. Он родился 1296 году. В 8-летним ребенком остался без отца, который был одним из ближайших советников византийского императора. Император взял на себя попечение о воспитании Григория. Будущий епископ получил блестящее образование. Уже в 20 лет он оставил мир и ушел на Афон, где стал подвизаться в вере, благочестии и чистоте.
Вернувшись в мир и уже будучи священнослужителем, Григорий сочетал это с жизнью отшельника. Пять дней в неделю он проводил в уединенном безмолвии и лишь по субботам и воскресеньям отверзал уста для совершения Богослужений и проповедания слова Божия. Так велика была достигнутая им в подвиге безмолвия духовная сила, что слова святого Григория никто не мог слышать без слез умиления.

В те времена появилась ересь варлаамитов, и необходимость борьбы с ней подвигла святителя Григория Паламу на написание богословских трудов. Эти Боговдохновенные творения обогатили сокровищницу Православной Церкви, открыв пути к совершенству грядущим поколениям подвижников.

Радостной встречей верного служителя Господня с Отцом Небесным стала кончина святого Григория, последними словами святителя были: «В горняя! в горняя!» — и душа его вознеслась в селения праведных.

Благое молчание, которое утверждал своей жизнью и своим учением святитель Григорий Палама, — это преклонение перед величием слова Божия через смирение гордого человеческого языка, которым мы часто пытаемся поучать ближних, сами не зная истины.

В наши дни все ищут виновников общественных бед и неустройств во внешнем мире, но редко кто осознает собственный грех. Общество заражено враждой, а где царит человеческая ненависть, там нет места Божественной любви.

Тлетворное злоречие поселяется между самими близкими людьми. Жены осуждают мужей, мужья — жен, дети судят родителей. Эта язва проникла даже за стены храмов, где миряне дерзают злословить о духовенстве, паства ополчается на пастырей. Страшно подумать, какой опасности подвергают свои души эти люди, пытающиеся присвоить Господне право судить. «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? Язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны…», — предупреждает нас Апостол и продолжает: «Он (язык) исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3, 6–11).

В эти святые дни Великого поста постараемся же, дорогие братья и сестры, заградить истечение из уст наших горькой воды пустых и злых слов, да ниспошлет нам Господь сладость благодатных молитв, братолюбия и мира. Прислушаемся к совету святителя Григория Паламы: «Положи начало жизни совершеннейшей и обнови себя, уготовляя себя к принятию будущих вечных благ». Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»