Неделя вторая Великого поста — Святителя Григория Паламы. Размышления иерея Максима Абдулхасанова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во вторую неделю Великого поста церковь установила совершать память святителя Григория Паламы, для того чтобы напомнить нам о цели христианской жизни и сосредоточить наше внимание на важных вопросах христианской жизни.

 Неделя вторая Великого поста — Святителя Григория Паламы. Размышления иерея Максима Абдулхасанова

Многие века христианские учители, говорили о том, что Бог невидим и непостижим по Своей природе, и далекие от веры люди спрашивают нас, верующих: «Как вы можете доказать существование Бога?» А мы никак не можем доказать, что Бог существует. Нам задают вопрос: «Где вы можете показать нам Бога?» Нигде не можем показать. Бог невидим, Его бытие недоказуемо, и никакие логические аргументы не заставят человека, не верующего в Бога, поверить, если он этого не захочет. Но на протяжении всей истории Бог приводил людей к вере — иногда по желанию человека, а иногда вопреки ему.

Так произошло с Павлом, который был гонителем Церкви. Когда он шел в Дамаск, чтобы подвергнуть христиан жесточайшим преследованиям, в Божественном неизреченном свете ему явился Господь и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». Тот спросил: «Кто Ты, Господи?» И услышал в ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь». И вот жизнь этого человека изменилась: из гонителя Церкви он превратился в одного из величайших ее апостолов.

Таинственным образом Господь избирает людей, которые становятся Его апостолами, Его последователями, членами Его Церкви. Чтобы укрепить этих людей, дать им силу в апостольском служении, Он подает им то, что мы называем благодатью Божией, — не какую-то абстрактную силу или энергию, но ту энергию, в которой присутствует Сам Господь. Живший в XIV веке святитель Григорий Палама был афонским монахом, а дни свои закончил архиепископом Фессалоникийским. Он преподал Православной Церкви учение о сущности и энергиях Божиих, учение о том, что Бог невидим и непостижим в Своей сущности, но открывается человеку через Свои Божественные энергии, то есть действия. Эти энергии Божии мы называем благодатью; в ней Бог присутствует, как и в Своей сущности. Но если по Своей сущности Он невидим и непостижим, то в Своих энергиях Он открывается человеку.

Энергии Божии — это таинственные Божественные действия, которые бывают ощутимы для человека. Когда человек соприкасается с ними, логические доказательства бытия Божия становятся для него не нужны, потому что он встречает Бога в собственном религиозном опыте.

Тайна христианской жизни заключается в том что: христиане не просто веруют в Бога, не просто думают о том, что где-то на небе есть Бог; они знают о присутствии Божием по собственному опыту, и никакие аргументы против веры, против бытия Бога неспособны поколебать твердую веру христиан. Именно эта вера вела мучеников на подвиг, когда гонители заставляли их отречься от Христа. Мученики не отрекались, потому что сила благодати Божией была сильнее, чем действие аргументов или человеческой воли.

Благодать Божия укрепляет верующих в их христианском служении, восполняет отсутствие естественных сил. Об этом так говорится в чине хиротонии во епископа, во священника или же во диакона: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая...».

Для того чтобы выполнить миссию христианина, людям необходима благодать Божия. Благодать подается нам в молитве, в богослужении, через таинства Церкви и сугубо — в таинстве Святой Евхаристии, когда Сам Господь входит в наше естество, чтобы, соединившись с нами, наполнить его Своим Божественным присутствием и Божественной благодатью.

В этом и заключается цель христианской жизни, а пост, молитва, добрые дела это средства для ее достижения. Все мы один за другим приглашаемся войти в отверстую дверь Царствия Божия. Она открыта для нас уже сейчас, в нее мы входим через церковные таинства и личный подвиг молитвы и благочестия.

Будем же проходить дни Великого поста с молитвой о том, чтобы Господь помог нам войти в эту дверь и наполнил наши сердца Своей Божественной энергией, Своей благодатью. Будем молиться, чтобы Господь сподобил нас узреть свет Божественного естества, который созерцали апостолы на Фаворе. Его созерцали афонские подвижники на протяжении многих столетий, в нем они силою Святого Духа распознали присутствие Божие, действие Божественной благодати. Пусть присутствие Бога всегда будет с нами, пусть Божественная благодать наполняет наши сердца. Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»