Необходимость воспитания исторической памяти у учащихся воскресных школ

 

Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю. (Ф. Абрамов, русский писатель)

ЦветковаС.В.

Народ тогда становится народом, когда он обретает свою историю и историческую память.

П. А. Флоренский в одном из писем В. И. Вернадскому вводит понятие «корневого человека», т. е. человека укорененного в родных, национальных культуре и истории, в генеалогии своих предков. Без «воспитания через историю и с помощью истории», через приобщение к героике и духовному подвигу своих предков, без чувств гордости за историю, какой бы трагической она не была, «корневой человек» не может состояться.

«Память истории священна… Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — преодоление времени, преодоление пространства. Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память наше богатство». Память как «бестелесная духовная субстанция» становится отчетливой силой, особенно во времена предельных испытаний, выпадающих на долю людей. Вспомним Великую Отечественную войну. Герои российской истории, великие полководцы и флотоводцы — А.Невский, А.Суворов, М.Кутузов, Ф.Ушаков — сыграли большую роль для боевого духа советских солдат! Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Историческая память — необходимое условие нравственной жизни, духовной оседлости, национальной идентичности, привязанности к родным местам и патриотизма.

Память существует в двух формах

Во-первых, память людская воплощена, овеществлена в грандиозных знаково-символических системах. Наша память — это богатый, звучный, чистый русский язык; это задушевная, вольная песня; это Храм Покрова на Нерли и Собор Василия Блаженного; это Пушкин, Достоевский и Шолохов; это «умозрение в красках» — иконы и полотна живописцев; это колыбельная матери; это семейные фотографии; это фронтовые ордена…

Во-вторых, психологически, историческая память живёт внутри нас, она в душе, в нашем сознании и чувствах, в наших интуициях, и ещё где-то очень глубоко, в глубинных архетипах психики. В этом качестве историческое сознание выражает традицию, преемственность, связь человека и общества со своей Родиной и судьбой (историей).

Историческое сознание — больше, чем знание исторических фактов, больше, чем понимание исторических закономерностей: это деятельная любовь к Родине; это сопричастность и ответственность; это накалённая, яркая вера; это долг… Символы веры, завещанные предками, должны вызывать «священный трепет»; ушедшие в вечность герои звать к новым подвигам и свершениям!

Человек должен помнить, откуда он родом, зачем пришёл в сей мир, на чьих плечах стоит, и что должен передать детям.

В настоящее время разворачивается борьба за человека. Каким ему быть?!

Или — постчеловек, живущий чужими мозгами в виртуальной реальности «общества спектакля»… Постчеловек, лихорадочно выбирающий что-то без выбора, захваченный «механикой корыстолюбивого беспокойства»… Постчеловек, манипулируемый «хозяевами жизни», человек-компьютер? Иван, непомнящий родства, готовый совершить преступление против близких ему людей: отца, матери?

Или — сомневающийся, ищущий, живой человек. Человек, с достоинством встречающий вызовы времени. Человек, умеющий страдать и сострадать, любить и ненавидеть. Человек, познающий, преобразующий мир; человек — творец, гуманист, коллективист, мечтатель, учёный, поэт.

Мы — взрослые, сами способствуем вытеснению исторической памяти из сознания ребенка. Потому что мы легко отказываемся от целых эпох. Сначала от периода царской власти, теперь от советского периода. Мы выворачиваем все наизнанку и копаемся в грязном белье Истории. Договорились до того, что в наших учебниках больше внимания уделяется Тихоокеанской войне, но вскользь говорится о Сталинградской битве, битве на Курской дуге. Ничего не сказано о партизанском движении и о его героях!

Вот эта пустота в памяти детей и заполняется чужими образами в виде человека-паука, аватара, звезд шоу-бизнеса и т. п.

Как можно строить работу по воспитанию исторической памяти у учащихся воскресных школ? Одна из форм — серия мероприятий (конференции, круглые столы, диспуты, «исторические шляпы» и т. п.), посвященных царским особам династии Романовых. Ведь каждый русский царь — целая эпоха. Они являются идеалами образованности, самопожертвования, чести и достоинства, любви.
Другая форма работы — жития святых; праздники, связанные с Богородицей, иконами Божией Матери.

Еще одна форма — краеведение, история малой родины.

Немаловажное значение для воспитания исторической памяти играет история семьи. Можно составить родословную семьи; провести встречу поколений: деды — отцы — внуки; мероприятие «История одной фотографии» и т. п.

Главное, чтобы это делалось не ради «галочки», а с любовью!

Материал для мероприятия о Павле I

Павел I — Рыцарь на Престоле

В советско-российской историографии существует целый набор штампов, которые воспринимаются как аксиома, не требующая доказательств. Особенно много штампов в оценке деятельности русских царей и императоров. Например, Петр I — это исключительно положительная личность, Анна Иоанновна — отрицательная, Екатерина II — положительная и т. д.

При этом черной краской обязательно закрашивается царствование императора Павла I. Все описания периода его царствования (1796–1801) сводятся к двум основным тезисам: «Самодур, негодяй, психопат» и «Хорошо, что русские патриоты его убили». Однако, стоит приглядеться к реалиям его правления. Кем был этот человек, который хотел вызвать Наполеона на дуэль, отнять у англичан Индию и отменить крепостное право? За что немецкий нацист Фридрих Гасселбахер прозвал его «первым нацистом»?

Во-первых, Павел вступил на престол в возрасте сорока двух лет, достаточно пожившим, зрелым и знающим человеком. Во-вторых, его воспитание и образование делали его практически идеальным человеком для царствования. Бесконечные политические интриги и дворцовые недоперевороты оставили Павла лишенным любви и внимания близких ему людей. Безусловно, это отразилось на его характере — он мало кому доверял. Не смотря на эмоциональную бедность, будущего Императора окружили лучшими учителями России.

Первый его частный учитель, дипломат Бехтеев, был ярым милитаристом. Он вбил в голову молодого принца военные уставы, армейскую дисциплину, марши, бои, атаки, вечную тягу к войне — как и положено правителю военно-аристократической империи. Даже алфавит, с которым юный Павел учился читать, был отлит из свинца в виде маленьких солдатиков. Цесаревич мало играл со своими сверстниками, видел учителей чаще семьи, и в целом получил лучшее образование, какое можно было получить в то время. Но Павел читал не только научные книги; его захватывали с раннего детства истории о рыцарях. Душа Павла пропиталась рыцарскими идеалами и романтическими представлениями о войне; к блестящему образованию добавились в высшей степени аристократические нравственные ориентиры.

Крепкая вера Императора в честь и справедливость стала мотивацией для его «Манифеста о трёхдневной барщине». Данный документ был первым указом в истории Российской Империи, напрямую ограничивающим использование крепостных крестьян. Барщина сокращалось до трех дней в неделю; по воскресным дням и праздникам она запрещалась вовсе. Но особое внимание стоит уделить военным реформам Павла, которые стали фундаментом русской военной политики ХIХ века. Павел начал бороться с разложением армии и поднял её до уровня прусской армии; возможно и выше. Павлом была введена реальная уголовная ответственность офицеров за жизни и здоровье своих солдат; советский мясник Жуков при Павле первым делом попал бы под военный суд. Если сравнить военные реформы Павла с реформами Джугашвили, можно обнаружить ещё один интересный факт: армейские «чистки» Павла обошлись без расстрелов и подняли профессиональный уровень до самого высокого в Европе.

Именно при Павле были уволены дворяне, числившиеся при полках, но находящиеся в длительных отпусках, и большое количество генералов и офицеров, которые не сумели ответить на элементарные вопросы по военному делу (сам Павел военное дело знал отлично). А в качестве новых офицеров брали только выпускников военно-учебных заведений или опытных унтер-офицеров из дворян, сдавших экзамены на грамотность и знание устава. Павел ввел 28 дней отпуска в год для нижних чинов, а также первым в Европе(!) учредил награду для простых солдат, знаменитую Анненскую медаль, которая и была единственным знаком отличия для рядовых до введения Георгиевского Креста. Также были приняты меры, которые мы сегодня назвали бы «антикоррупционными»: за воровство солдатских денег можно было попасть на каторгу, а за невыдачу жалования и на тот свет.

Судьба простого солдата заметно улучшилась при Павле. Телесные наказания отныне допускались только в крайних случаях, ибо они «служат для исправления нерадивых солдат, а отнюдь не для их калечения». Павел и не брезговал заниматься мелочами: он дал личные распоряжения, чтобы зимний мундир был введен как предмет формы, шубы находились в каждом караульном помещении и всегда было столько валенок, чтобы каждая новая смена караула смогла надеть свежие. Все эти правила действуют и по сей день. Павел защитил солдат не только от побоев и мороза. Личным указом он запретил использовать солдат в качестве рабочей силы в офицерских и генеральских имениях. Эти законы не остались пустым звуком. Наибольшая неприятность для некоторых слоев дворянства заключалась в том, что все эти указы и законы подлежали неукоснительному исполнению, что обеспечивалось угрозой ареста, ссылки, отставки и в отдельных случаях — смертной казни. И все это действительно исполнялось. Подобный ригоризм Императора (сегодня мы называем такое «правовым государством») обусловил почти повсеместную к нему антипатию и существенно облегчил его свержение и убийство.

Реформы российского абсолютизма в лице Павла превзошли даже европейское «просвещение», что объясняется романтично-рыцарским складом ума Императора. Ещё штрихи к портрету — после капитуляции Мальты перед французскими войсками, рыцари Мальтийского ордена обратились за помощью к Павлу (это к тому, что Россия «всегда была азиатской периферией», ага). Так Император Российский стал магистром одного из старейших рыцарских орденов, и рыцари прибыли в Россию. Однако, не стоит думать, что все это плоды рыцарских фантазий Павла — планировалась русская военно-морская база на Мальте. Естественно, Государь, при всем своем романтизме, и не думал терять из глаз русскую гранд-стратегию. Все, что он делал, имело ясную (не для всех) цель. Действовал он дерзко, красиво, разумно. По-русски.

Внешняя политика Павла вообще отличалась макиавеллианской гибкостью, которую ошибочно принимали за непоследовательность. Постепенно Павел готовил захват Россией места мирового гегемона. После того, как англичане отбили Мальту у французов, Павел I спешно начал создавать… антианглийскую коалицию. Вместе со своим бывшим врагом Наполеоном он разработал безумно-гениальный план похода на Индию, чтобы отнять у Англии центр богатства и имперской власти. Параллельно с этим он отправил Войско Донское, более двадцати тысяч человек, в Среднюю Азию с целью захвата Хивы и Бухары (которые стали российской территорией лишь 75 лет спустя). Союз двух военных гениев должен быль положить конец Британской Империи и разделить мир между Россией и Францией, донские казаки спешили в Азию, покорять туземцев, Павел уже видел перед собой русскую Индию и большую часть Азии под колониальным протекторатом. Уникальная за всю историю военная операция титанических масштабов должна была передать Русскому Атланту корону мира сего…

Смерть Павла сорвала великие планы великого Императора. Я не буду описывать условия его убийства и лишь процитирую классика, Петра Николаевича Краснова: «Крепко сидело в простом русском народе убеждение, что в решительные минуты успехов русских всегда „англичанка гадит“.»

Автор: Кирилл Каминец

Павел І: чудаковатый безумец или талантливый политик?

Личность российского императора Павла I по сей день вызывает споры и разногласия историков. Одни его называют безумным тираном и деспотом, другие отмечают острый ум и прогрессивные политические взгляды. Невозможно однозначно оценить внешнюю и внутреннюю политику империи при Павле Петровиче. После смерти государя в народе упорно распространяются слухи о его якобы неврастеническом характере, склонности к припадкам бешенства и абсолютной неспособности управлять государством. «Трагическая смерть государя произошла от прогрессирующей болезни, итогом которой стал апоплексический удар», — так, дабы успокоить волнение в народе, заявляет элита того времени.

Советская пропаганда также проехалась тяжелым катком по личности Павла Петровича. В советской кинематографии Павел I изображается карикатурным персонажем. В таких фильмах, как «Граф Суворов» и «Адмирал Ушаков», император Павел I скорее похож на душевнобольного, который вместо больничной пижамы случайно оказался в императорском мундире. Восшествие на престол сына Павла Петровича Александра I воспринимается частью дворян как благо. Объясняют они это тем, что при Павле I империя неумолимо катилась в пропасть. Но так ли это на самом деле?

Чтобы понять и разобраться в личности императора Павла I, необходимо взглянуть на то, в какой атмосфере рос и воспитывался будущий самодержец.

Павел Петрович Романов появился на свет 20 сентября (старый стиль) 1754 года. С первых же дней своей жизни был обласкан вниманием императрицы Елизаветы Петровны, которая души не чаяла в наследнике. Мать же — будущая Екатерина Великая — относилась к сыну более чем прохладно. После смерти государыни Елизаветы Петровны в 1761 году лучшими друзьями Павла становятся его воспитатели — Никита Панин и Семен Порошин.

Панин — известнейший дипломат и один из образованнейших людей своего времени. Стоял у штурвала внешней политики России более 20 лет. Елизавета Петровна лично просила Панина стать воспитателем наследника. Из дошедших до наших дней исторических документов известно, что Панин отмечал смышленый ум мальчугана и его развитость не по годам. Являясь убежденным сторонником конституционной монархии, Панин прививал эти же идеи будущему императору. Никита Иванович всегда отстаивал интересы будущего правителя — он добился от Екатерины II устного согласия, что она передаст престол сыну после того, как оный достигнет совершеннолетия.

Павел рос, живо интересовался всем, в частности историей. Так постепенно он узнает, каким образом на троне оказалась его «маман». Екатерина Великая стала императрицей в результате заговора против отца Павла I — Петра III. Известно, что Екатерина дала негласное согласие на его устранение. Осознавая и анализируя ситуацию, Павел Петрович имел все основания опасаться за свою жизнь. Атмосфера, в которой он рос, безусловно, наложила отпечаток на его характер. Жизнь в постоянном страхе воспитала в нем подозрительность и недоверчивость к людям.

После того как Павел достиг совершеннолетия, Екатерина II меняет свое решение и откладывает передачу трона до его женитьбы. Желая поскорее взять бразды правления в свои руки, Павел Петрович сочетается браком с принцессой Гессен-Дармштадтской Вильгельминой-Луизой, в православии — Натальей Алексеевной. К сожалению, не выдержав родовых мук, она уходит в мир иной. Особо не отчаиваясь по этому поводу, Павел Петрович отправляется в Берлин на смотрины новой невесты. И находит ее в лице принцессы Вюртембергской Софии-Доротеи, впоследствии в России — Марии Федоровны.

Спустя какое-то время у Павла Петровича и Марии Федоровны появляется первенец Александр, а еще через какое-то время — Константин. Властная Екатерина поступает аналогично тому, как поступила с ней в свое время Елизавета Петровна, — забирает новорожденных наследников на воспитание. Павла Петровича и Марию Федоровну она отправляет в длительное путешествие по Европе. По возвращении Павла из вынужденной поездки его не допускают к власти. Отношения между ним и его матерью окончательно портятся. Императрица Екатерина опасается, что Павел может путем заговора свергнуть ее с престола. Павел в свою очередь боится, что мать может попытаться расправиться с ним насильственным способом, например, отравить его. Для того чтобы чувствовать себя более комфортно, Екатерина Алексеевна жалует сыну гатчинское имение, в 40 километрах от Петербурга, чтобы не видеть его при дворе.

В Гатчине Павел Петрович проживет 13 лет вплоть до смерти своей матушки. Подобно своему великому прадеду Петру I, который из простых крестьян создавал потешные полки, Павел формирует небольшое гатчинское войско, «мои голштинцы» — так гордо он именует их. Устанавливает во всем свои порядки, дисциплину и беспрекословное выполнение команд. Павел I, как и его отец Петр III, симпатизирует прусской военной системе.

6 ноября 1796 года Екатерина Великая, превратившая Российскую империю в сверхдержаву, с которой считались все европейские государства, скончалась. Виднейший дипломат того времени Александр Безбородко дал очень емкую оценку мощи Российской империи при Екатерине II: «Без нашего разрешения ни одна пушка в Европе выстрелить не смеет!».

Императрица до последнего не хотела отдавать трон сыну и, как утверждают историки, собиралась написать завещание на своего внука Александра I. Сделать ей это помешала внезапная смерть. Несмотря на все препятствования своей матери, которая так долго не допускала сына к власти и, более того, намеревалась лишить его возможности править и после своей смерти, Павел I становится у руля Российской империи. Несмотря на то что Российская империя, возможно, никогда более не была такой могущественной и великой, как при Екатерине II, внутри страны проблем было очень много. Самоуправство дворян над крестьянами, взяточничество, неисполнение приказов и жуткая бюрократия. Павел Петрович за 13 лет, проведенных в гатчинском имении, обдумывал разные модели управления государством. Когда в 1788 году Павел Петрович отправляется в действующую армию, воевавшую в то время со шведами, он оставляет завещание и «Наказ об управлении государством». Историки отмечают, что это был весьма внушительный труд.

Придя к власти, Павел уже имел план развития государства. Первым делом он начинает ломать все старое и ненавистное. Только потому, что это напоминало ему о матери. Внутри государства происходят значительные преобразования. Законодательный процесс идет такими темпами, которых Российская империя до сих пор не знала. За более чем четырехлетнее правление Павла I было издано 2179 законодательных актов, в среднем 42 в месяц. При Петре I их было издано 3296, при Екатерине II — 5943. Каждый день выходят все новые и новые указы, уставы, распоряжения и уточнения к ним.

Везде и во всем вводятся новые правила. Все это опирается на строжайшую дисциплину и беспрекословное подчинение. Павел Петрович не терпит, когда ему возражают или перечат. За невыполнение приказаний лишает чинов и ссылает в Сибирь. Павел не смотрит на чины. «Закон один для всех, и все равны перед ним», — говорит он. И вот поэтому, как выразился известнейший историк Василий Ключевский, «едут в Сибирь в одной кибитке генерал и унтер-офицер, купец и сенатор». Ключевский называл Павла Петровича первым «противодворянским» самодержцем. Нынешний император очень популярен в народе. Солдаты и крестьяне называют его «наш батюшка». Про государя слагают огромное количество разных историй, баек и анекдотов.

Известна такая история: как-то Павлу Петровичу случайно довелось наблюдать такую картину. По улице, гордо вышагивая, налегке, идет офицер. А за ним еле плетется солдат, который несет его шубу и шпагу. Тогда государь подходит к солдату и спрашивает: «Чью это ты шубу и шпагу волочишь на себе?». «Так вот офицера моего, что впереди», — ответил солдат. «Офицера? — переспросил государь с недоумением. — Так ему стала слишком тяжела его ноша, и, видно, шпага ему наскучила. Так надевай-ка ты ее, брат, на себя, а ему отдай штык свой с портупеею. Так оно ему будет легче». Таким вот незатейливым способом император пожаловал простого солдата офицерским чином, а офицера перевел в солдаты…

Император Павел I за свое правление подписал тысячи указов, но особо выделить необходимо два из них. Первый — предписывал ограничить барщину до трех дней. В воскресные и праздничные дни помещику запрещалось эксплуатировать крестьянский труд. Данный закон вызвал бурю негодования помещиков и дворянства.

Второй — это закон о престолонаследии. Отныне, в целях избежания интриг и заговоров, наследником престола становится старший сын царствующего императора. После вступления в действие этого закона ни одной женщины на троне Российской империи больше не было…

Одна из причин того, что Павла I называли сумасбродом, заключалась в том, что он якобы вел непоследовательную внешнюю политику. Дворяне и помещики жестко критиковали действия императора, который разорвал союз с Англией и заключил союз с республиканской Францией. Подавляющее большинство дворян с опаской относились к революционной Франции и событиям, происходившим в ней. Считали это государство рассадником революционной заразы, с которым необходимо поскорее покончить.

Ввязываясь же в коалицию против бонапартистской Франции, император Павел I преследовал романтическую, рыцарскую цель — восстановить порушенные европейские монархии. Под командованием великих полководцев — адмирала Федора Ушакова и генералиссимуса Александра Суворова — Российская империя одержала ряд крупных побед в Европе. Ушаков штурмом взял считавшуюся неприступной крепость Корфу. Российский флот закрепился в Ионическом море. Суворов разгромил три французские армии и полностью освободил Северную Италию от французского господства.

Такое усиление не нравилось нынешним союзникам России. Англия, славящаяся своим пронырством и цинизмом в политических делах, всячески строит козни российской армии. Необъяснимым образом Наполеону вдруг удается миновать эскадру адмирала Нельсона, которая заперла его флот в Египте. Позже стало известно, что это было сделано по договоренности между Англией и Францией. Английский посол в Неаполе Уильям Гамильтон, действующий по прямому указанию премьер-министра Уильяма Питта, убеждает австрийского короля отозвать свои войска, которые до этого действовали вместе с русскими под командованием Суворова. После таких пассажей «друзей» по коалиции, разочаровавшись, Павел I решил выйти из антифранцузского союза…

Российская империя от этой победоносной кампании не получила никаких материальных дивидендов. А геополитических дивидендов было довольно много. Российская армия показала всю мощь своей военной силы, а гениальный Суворов еще раз подтвердил всему миру свою непобедимость. После этого похода Павел I нарекает Суворова князем Италийским и присваивает звание генералиссимуса.

После того как антифранцузская коалиция фактически распалась, Бонапарт в течение года захватывает Австрию. Для борьбы с Англией Наполеон ищет союзника. «Таким союзником может быть только Россия», — говорит он. Не без колебаний Павел I принимает руку в знак примирения, протянутую Бонапартом. Отчасти это решение продиктовано желанием отомстить коварной Англии. В личной переписке друг с другом Павел I и Бонапарт приходят к выводу, что «две самые сильные в военном плане державы обязаны установить контроль над всей Европой, тем самым обеспечив ей долгожданный мир».

Таким образом, в европейской политике все стремительно поменялось. Вчера еще одинокая Франция стала во главе коалиции вместе с Россией против Англии. К этому союзу со временем присоединяются Пруссия, Испания, Италия, Дания, Швеция и Голландия. Практически все европейские порты для торговых судов Англии закрыты, экспорт в Англию остановлен. Туманный Альбион оказывается в полной изоляции. В стране — паника и нехватка хлеба, которая грозит голодом. Россия сильна как никогда. Павел I посылает войска в одну из английских колоний, житницу Англии — Индию.

На фоне этих событий и происходит трагическая развязка царствования Петра I…

…В заговоре против действующего государя участвует практически вся светская знать, дворяне и чиновники. Вся высокопоставленная верхушка, оправдываясь перед народом, называет кончину императора выгодной для России. Но была ли смерть Павла I выгодна простому народу? Ответ однозначный — нет. Прежде всего это было выгодно помещикам, дворянам и чиновникам, которые терпели серьезные притеснения при Павле I. Также историки отмечают английский след во всем этом деле. Действующий тогда посол Англии в России Чарльз Уитворт с помощью золота и распространяемых слухов насчет недееспособности государя настраивает против императора элиту Петербурга…

…В ночь на 12 марта 1801 года заговорщики врываются в спальню и буквально избивают императора. По рассказу одного из заговорщиков, последними словами Павла I были: «Как, Ваше Величество, и Вы здесь?». Видимо, Павел Петрович кого-то из офицеров принял за одного из своих сыновей — Александра или Константина. Мозгом операции был генерал-губернатор Петербурга граф Пален, являвшийся другом императора…

…Пушкин назвал Павла I «романтическим императором», кто-то из историков называл его «русским Гамлетом», ввиду трагической судьбы этого российского монарха. В детстве он читал книги о мальтийских рыцарях и был безмерно счастлив, когда его посвятили в магистры Мальтийского ордена. Есть люди, которые, становясь взрослыми, умеют сохранить в себе искренние чувства, присущие только ребенку. Император Павел I был одним из таких людей. Но в то же время это был образованнейший, умнейший человек. И романтиком он был только потому, что шел против правил. В надежде сделать жизнь простого крестьянина более легкой и более сытой…

Дмитрий Карабан «Киевский ТелеграфЪ» 22 — 28 января 2010 № 3 (505)

Император Павел I заботливо отнесся к православному духовенству. Он стремился, чтобы священство имело более «соответственные важности сана своего образ и состояние». Cостоящим на штатном жаловании священникам были увеличены оклады, а где не было установлено жалование, там на прихожан была возложена забота по обработке церковной земли, замененная затем соответствующим хлебным взносом натурой или денежной суммой.

Для поощрения духовенства к более ревностному исполнению своего служения введены были знаки внешнего отличия. Духовные лица получали награды, по личному почину Государя вновь был учрежден для них наградной наперсный крест. Заботился Государь и о просвещении духовенства. При нем учреждено было несколько семинарий и духовные академии в Петербурге и Казани.

Облегчив положение крестьян и духовенства, Павел потребовал от дворянства восстановления служилого духа. Стремясь ограничить разрушительное влияние заграничных нравов и духа Французской революции, Император запретил ввоз иностранных книг, запретил носить одежду французского покроя. Надежды масонов на контроль над ним не оправдались. В целом воцарение Павла привело к крутой ломке екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств.

«Отношение Императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 г. прервала работы по его канонизации, однако сознанием русского народа Император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения благоволения Божия к Праведнику, творимые Промыслом Господним у его гробницы. В последние годы пред революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами Благоверного Императора Павла I» (кн. Н. Д. Жевахов. «Воспоминания»).

Исторические шляпы

Учащиеся разбиваются на группы по 4–5 человек, и каждая группа получает от учителя шляпу определенного цвета: желтую, черную, белую и синюю (учитель может раздать группам цветное изображение шляп, объяснив смысл каждого цвета и работу группы с ним).

Желтая шляпа — шляпа оптимиста.

Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме.

Черная шляпа — шляпа пессимиста.

Группа, получившая черную шляпу, должна найти все отрицательные моменты.

Белая шляпа — шляпа объективного наблюдателя.

Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок.

Синяя шляпа — шляпа философа.

Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам.

Презентация «Необходимость воспитания исторической памяти у учащихся воскресных школ»

Презентация «Необходимость воспитания исторической памяти у учащихся воскресных школ»

Цветкова Светлана Васильевна, преподаватель истории

Доклад на установочном семинаре законучителей Петропавловской и Булаевской епархии 6—7 октября 2012 года

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»