Святитель Григорий Палама
Во вторую Неделю Великого поста мы совершаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. В эту неделю Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий и богословские споры в 14 веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворённый.
Почему мы вспоминаем святителя Григория именно Великим постом? А потому, что свои проникновенные умозаключения он делал не на основе книжной учёности, а на основе реального духовного опыта — своего собственного и многих других монахов, отшельников на горе Афон, которые через пост, через уединение, через молитву препобеждали в себе страсти и пороки и открывали путь Богопознания, проникаясь силой Божественного присутствия в их жизни настолько, что это Божественное присутствие почивало на них видимым образом. Очень многие из этих уединённых
Пост есть реальная возможность и средство победить в себе грех, истребить пороки и страсти, сделать сердце своё чистым. А из Евангелия знаем, что только чистые сердцем увидят Бога (см. Мф. 5,8). Именно сегодня мы должны подумать о том, что пост есть самый прямой и наилучший путь к тому, чтобы преодолевая грех в самом себе, очистить сердце, а значит, увидеть Бога. Пост есть средство Богопознания.
Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе, в семье сенатора Константина при императоре Андронике
В
В 1331 году он возвращается на Афон в обитель святого Саввы. Однако его уединение было прервано знаменитыми спорами с Варлаамом Калабрийцем, Григорием Акиндином и Никифором Григорой. Полемика проходила на фоне гражданской войны между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом. После воцарения Кантакузина Григорий Палама в скором времени избирается архиепископом Фессалоник. Хотя его архиепископство было омрачено и возмущениями сторонников Палеологов, и недолгим турецким пленом, он был очень почитаем горожанами. Известно, что по его молитвам совершались чудеса. В 1359 году он скончался в возрасте 63 лет от болезни. Его прославление было совершено в 1368 году, менее чем через десять лет после смерти, что бывает довольно редко.
Нужно сказать, что богословие святителя Григория не утверждало ничего нового, что было бы ранее неизвестно. Оно лишь суммировало и с предельной ясностью раскрыло учение отцов древней Церкви о том, что Бог доступен для человека через Свои энергии, или,
Потрудимся, братия и сестры, над тем, чтобы приобрести Благодать, чтобы облечься в небесные одежды Святого Духа. Послушаемся наставления об этом самого святителя Григория. В своей беседе на Преображение Господне он говорит так: «Будем веровать, как научили нас апостолы, которые просвещены от Самого Христа, поскольку они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к неувядаемой славе и красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и удаляясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огонь вечный и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием невещественного и присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спасителя нашего, во славу Его, и превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых единое сияние, Едино Божество, и слава, и Царство, и сила и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Протоиерей Георгий Макарцов
- 4013 просмотров