Праздник Богоявления Господня в кафедральном соборе
Рано утром 19 января, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, глава Петропавловской и Булаевской епархии Преосвященнейший епископ Владимир совершил Божественную Литургию и чин великого освящения воды в кафедральном соборе Вознесения Господня.
Преосвященнейшему владыке сослужило духовенство собора: протоиерей Фёдор Бердик, иерей Алексий Щербенко, благочинный храма иерей Михаил Березин, иерей Роман Пудов, эконом храма диакон Владимир Бартоль и диакон Антоний Чуриков.
После сугубой ектении Архипастырь вознес молитву о мире на Украине.
Несмотря на ранний час совершения Божественной Литургии, храм был полон молящихся.
После заамвонной молитвы при пении тропарей «Глас Господень на водах» духовенство вышло в центр храма, где епископ Владимир совершил великое освящение воды.
По окончании богослужения Его Преосвященство поздравил всех с праздником и раскрыл духовный смысл праздника Богоявления.
После окропления храма и молящихся святой водой владыка Владимир в сопровождении духовенства кафедрального собора выехал на реку Ишим, куда к этому времени отправился крестный ход из Собора первоверховных апостолов Петра и Павла. На реке, в месте сооружения крещенской купели, также состоялся водосвятный молебен. По окончании водосвятия Правящий архиерей поздравил верующих с праздником и пожелал всем Божьего благословения.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим, а освященная в этот день святая вода — «великая агиасма», то есть великая святыня. Церковь усердно молится, чтобы Господь сотворил эту воду источником жизни, недугов исцеления, демонов всегубительства и Ангельской крепости исполненную.
Святое Богоявление или Крещение Господне мы празднуем 19 января. Этот великий праздник, относящийся к праздникам двунадесятым, указывает на поворотный момент в земном пути Иисуса Христа. До тридцатилетнего возраста жизнь Его протекала скрытно от людей.
В это время, по слову Евангелия, Он возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости. Только Богоматерь была посвящена в тайну Его жизни.
Но чуткие люди Израиля тогда уже ощущали, что близится время прихода Мессии.
Иоанн Креститель — последний пророк Израиля — звал народ к покаянию. Толпы приходили к нему, желая подготовиться к встрече с Мессией. Люди каялись в своих грехах, и пророк совершал над ними обряд священного омовения (крещения) в водах реки Иордан.
Иоанн разъяснял народу, что Мессия явится вскоре вслед за ним и принесет новое — высшее Крещение. Иоанн был предшественником или Предтечей Христа.
В один день в толпе кающихся внезапно, никем не замеченный, появился Иисус из Назарета. Никак не выделяясь из среды других, Он смиренно попросил крещения у пророка. Будучи Безгрешным, Он указал грешникам путь к Богу — путь, в основе которого находится покаяние.
Бог открыл Иоанну, что перед ним — Мессия, Христос. В священном ужасе Иоанн стал отказываться крестить Иисуса. Но Господь настоял на Своем крещении, сказав:
— Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).
Когда Господь вошел в воду Иордана и Иоанн стал совершать над Ним обряд, раскрылось небо, и Иоанн увидел, как Дух Святой в виде голубя спускался на главу Христа.
С неба в этот момент был слышен голос Бога Отца:
— Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). После крещения Господь удалился в пустыню. Иоанн же воскликнул, обращаясь к народу:
— Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 33).
Крещение Господне было очевидным Богоявлением — то есть обнаружением всех Трех Лиц Пресвятой Троицы. В самом деле: был услышан голос Отца; в водах Иорданских крестился Божий Сын; в виде голубя явился Дух Святой. Величие Иоанна как пророка было в том, что он первый признал в Иисусе из Назарета Мессию, давно ожидаемого израильским народом.
Праздник Богоявления, как и Рождество, предваряется сочельником. В этот день совершается первое освящение воды. Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение всех природных стихий.
Вторичное водосвятие бывает в сам день Крещения. Верующие благоговейно хранят крещенскую воду в течение всего года. И как поется в крещенских церковных гимнах, в эти дни освящается все водное естество мира — океаны, моря, реки.
- 3386 просмотров