Служение Преосвященного епископа Владимира в Неделю о Мытаре и Фарисее
Будем избегать фарисейского высокомерия, Кондак по 6 песни канона |
Церковь в течение трех недель начинает постепенно подготавливать верующих к длительному воздержанию Великого поста. В богослужение включаются особые евангельские чтения и песнопения, пробуждающие в прихожанах покаянные чувства.
С Недели о Мытаре и Фарисее, в этом году с 28 января на литургии было прочитано евангелие, в которой обличается горделивое исполнение закона Божия и подчеркивается важность искреннего покаяния.
Церковь смиренно учит нас по слову прп. Макария Оптинского «Смирять свои помыслы памятью согрешений наших, ежели и горести, и скорби, какие посетят, памятью согрешений удобнее оные понесем, укоряя себя, а не других».
Всенощное бдение и Божественную литургию в этот день возглавил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский в сослужении с духовенством собора. Песнопения богослужений исполнил хор Кафедрального собора под управлением Затай А. А.
На Всенощном бдении солистами хора было пропето «Покаянное трио» — песнопение, исполняемое в первые недели Великого поста. Приведем перевод этой стихиры на русский язык:
Жизнодавец! Отверзи мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, будучи щедрым, очисти его по Твоей безмерной милости.
Богородица! Наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты своими молитвами избави мя от всякой нечистоты.
Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий; трепещу страшного дня судного; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй мя, Боже, по великой Твоей милости.
На Божественной литургии был прочитан отрывок из Евангелия от Луки, повествующий нам притчу о Мытаре и Фарисее. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О мире в земле Украинской» и «О даровании пастырей земле Петропавловской». На заупокойной ектении были помянуты жертвы блокады Ленинграда 1941-1944 годов. По окончании литургии владыка обратился к собравшимся со словами проповеди:
Церковь призывает нас не молиться по-фарисейски, потому что нет на свете вещи более мерзопакостной, чем фарисейская молитва, и нет более омерзительного состояния человеческой души, чем гордость. Лучше быть каким угодно злодеем, но не гордецом. С точки зрения мира сего наоборот: гордость превозносят, каждый человек любит говорить о себе хорошее, каждый стремится людям угождать, чтобы его все вокруг хвалили. Но нам надо навеки запомнить: то, что хорошо у людей, мерзость перед Богом, а что перед Богом высоко, то у людей находится в уничижении и презрении. Поэтому каждый должен выбрать, чему и кому он служит, Богу или себе. Ну а если не Богу — значит, дьяволу, потому что дьявол оторвал человека от Бога и прилепил к самому себе.
Человеческая душа, созданная Богом, способна на любовь, но дьявол, соблазнив человека, ввел его в грех, и человек исказил данную ему возможность любви, стал любить не Бога, а самого себя. Человек отпал от Бога по гордости, поэтому нет страшнее греха. Гордость — мать всех пороков. Возьмем любой грех: зависть ли, воровство ли, тщеславие, блуд, многословие. Если мы проследим источник, откуда он истекает, увидим, что в начале всегда лежит гордость, любовь к себе, желание властвовать над другим, желание своего.
Хорошо, когда человек не грешит, хорошо, когда человек праведен от детства, но этого еще мало, он должен приобрести те качества, которые присущи Богу, давшему наше спасение. Основное, отличительное свойство Божества — смирение, а гордость — это свойство сатанинское. Поэтому когда мы видим в своей душе проявление гордости, в каком бы виде оно ни происходило, надо бежать от этого, надо стараться смиряться, надо всегда учиться поступать против своей гордыни. Надо изо всех сил стараться делать вопреки своему хотению. И мы сразу почувствуем, что этого-то не можем. Человек не может поступить себе наперекор. Что же тогда делать? А очень просто: «Боже, милостив буди мне, грешному!» И мы увидим, как легко нам это будет сделать. Господь поможет нам Своим смирением, Своей кротостью, Своей любовью. Приблизится Своей благодатью и поможет. И если каждый раз мы будем определять в своей душе движение бесовской гордыни и бежать от нее в гавань смирения, то у нас и скорбей совсем не будет. Авва Дорофей так и пишет: смиренный вообще не скорбит, потому что у него за все — слава Богу! Жизнь станет прекрасной, наполненной, в каждом ее проявлении человек начнет видеть Бога, удивительную заботу Божию о себе. И эта забота наполнит маленького, забытого во вселенной человека радостью, что он Богу-то, оказывается, нужен; что он хотя и маленькое, и очень беззащитное существо, ничего, кроме грехов, в своей душе не имеющее, а Сам Бог — Творец вселенной заботится о нем, любит его, этого заблудшего человечка, хочет его спасти, хочет его обнять, пригреть, более того, ввести в Свой чертог, хочет жить с ним в любви, в покое, в согласии, в красоте и в гармонии. Так вот, «не помолимся фарисейски, братие!»
- 2742 просмотра