Архиерейское Богослужение в 5-ю Неделю Великого Поста
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,
приимше бо крест, последовала еси Христу
и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,
прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со ангелы
срадуется, преподобная Марие, дух твой.
тропарь прп. Марии Египетской.
В 5-ю Неделю Великого Поста Святая Церковь вспоминает подвиги постного делания прп. Марии Египетской. Её глубина покаяния вознесла её из пучин греха в небесные высоты.
Преподобная Мария Египетская — одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина — преподобная Мария. Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды. Её житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого поста оно ещё и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.
Божественную Литургию в Воскресный день в соборе свв. апп. Петра и Павла града Петропавловска возглавил преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Снопков – настоятель собора, прот. Сергий Первушин – секретарь епархиального управления, прот. Виталий Дементьев – духовник епархии, иер. Алексей Щербенко – настоятель храма сщмч. Мефодия Петропавловского, иер. Михаил Березин – руководитель епархиальной канцелярии, иер. Артемий Краснощек – клирик собора, иер. Антоний Кудрицкий – клирик собора. Диаконский чин: Сергий Сафонеев, Владимир Бартоль, Антоний Чуриков.
В этот день по уставу Церкви совершалась литургия по чину свт. Василия Великого. Песнопения Литургии исполнил хор собора под управлением О.Н. Прохоровой.
По сугубой ектении были прочитаны традиционные молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской».
По окончании литургии владыка обратился к молящимся со словами проповеди: Мы сегодня в Евангелии слышали повествование о том, как ко Христу подошли два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Заведеевы, одни из ближайших Его учеников, и сказали: “Учитель! Хотим, чтобы когда ты в Царствии Своем сядешь на престоле, и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с Тобой”. И Иисус говорит им на это: “Вы не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь”? И они говорят: “Можем”. Иисус сказал им в ответ: “Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот сесть одесную или ошую, это – кому уготовано”.
Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное наследовали.
Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости Божией и подвига.
Авва Дорофей учит, что тот человек, который просит у Бога смирения, должен знать, что он просит Бога послать ему человека, который бы его унизил и оскорбил, чтобы это смирение можно было проявить. Вот чего мы просим, когда говорим Господи помилуй. Мы подвига просим: пить чашу Его и креститься Его крещением…И ничего другого, не каких-то духовных благ, но подвига и креста.
И Господь на нашу молитву отвечает. И ответ Его надо принять с радостью и благодарностью: Господь услышал мою молитву, и дал мне повод проявить смирение и терпение, дал мне возможность проявить любовь к своему ближнему, когда это тяжело, когда это нестерпимо, когда надо себя преодолеть и вырасти над собой.
Именно это мы должны понять. Этот Великий пост, который мы проходим в очередной раз, еще и еще раз являет нам урок того, что мы делаем это для Бога не как рабы и наемники, что мы не хотим заработать себе каких-то баллов, а хотим разделить с Ним Его жизнь, пить чашу Его и креститься крещением, которым Он крестился ради нас. Аминь.
- 2845 просмотров