Чин воздвижения Честного и Животворящего Креста состоялся в кафедральном соборе
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». (тропарь Крестовоздвижению) |
26 сентября в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Преосвященнейший епископ Владимир совершил Всенощное бдение в главном храме Северного Казахстана.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Феодор Бердик, благочинный собора иерей Михаил Березин, иерей Роман Пудов, иерей Антоний Чуриков, диакон Владимир Бартоль и диакон Павел Орлов.
Перед началом богослужением Честной Крест был возложен на жертвенник и украшен многочисленными цветами. Во время чтения девятого часа крест был перенесен на престол с троекратным каждением и пением тропаря и кондака праздника.
В установленное богослужебным уставом время на великой вечерне была совершена праздничная лития — освящение хлеба, елея, вина и пшеницы.
Одним из особенностей богослужения праздника Крестовоздвижения является то, что полиелей совершается в алтаре храма. Кроме того, несмотря на будний день, поётся «Воскресение Христово».
После Великого Славословия Крест Христов был перенесен в центр храма на архиерейскую кафедру, где воспев тропарь праздника «Спаси Господи люди Твоя...», духовенство собора во главе Правящим архиереем, совершило воздвижение Святого Креста.
Воздвижение было совершено пятикратно: на восток, на запад, на юг, на север, и вновь на восток. На каждое воздвижение провозглашалось особое диаконское прошение, а хор отвечал многократным пением «Господи помилуй». Воздвигаемый Крест, по древней традиции, священники омыли особым составом из благоуханного масла, вина и воды.
В заключение богослужения Преосвященнейший владыка Владимир помазал верующих освященным елеем и преподал архипастырское благословение.
Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма Креста для поклонения ему.
Выйдя с Крестом на средину храма, епископ полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего предстоятель обращается лицом к западу.
Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает крест подобно тому, как он совершал это на восток.
Далее предстоятель обращается лицом к югу и после прошения диакона «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй».
Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».
Таким же образом совершается пятое воздвизание, снова к востоку, по произнесении диаконом «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или в святем храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси».
Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава и ныне», кондак праздника «Вознесыйся на Крест волею». Предстоятель кладет Святой Крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование.
- 2601 просмотр