7 января великий праздник Рождества Христова. Приводим размышления иерея Александра Расхожева
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — так радостно, так торжественно поет сегодня Святая Церковь, возвещая всему миру радостную весть о Рождестве Господа.
В старые добрые времена этот праздник отмечался весьма торжественно в продолжение нескольких дней, святых дней или «святок» (от дня Рождества до дня Крещения Господня). Рождество Христово — это великий праздник, полный Света, радости и счастья. Причем, нужно заметить, ощущают это величие и радость не только христиане, но даже люди не церковные. В чем же состоит секрет этого праздника, что же скрывается на самом деле за событием двухтысячелетней давности.
Тихим и незаметным стало пришествие в мир Спасителя. В пещере для скота, в яслях для корма животных лежит Христос, повитый пеленами. Мудрецы-иностранцы издалека пришли поклониться Ему, водимые звездой. Бедные пастухи, пасшие ночью овечек, узнают благую весть от ангелов и спешат к Царю, лежащему на соломе. Где величие? Где торжественная встреча Того, Кто является «чаянием языков» т. е. упованием, надеждой народов? Христос тих и незаметен. Сегодня высочайшая слава Божия явлена в Его великом смирении, Его умалении до человека, до слабости младенца. «Христос рождается — славите!» Весть Ангела — весть радости о нашем спасении.
Человек быстро привыкает к событиям и обстоятельствам, привыкает к горести, черствеет подчас и в радости. Как в ту далекую Рождественскую ночь устами Ангелов, так ныне вновь устами святого Евангелия благовествуется верующему народу о радости Боговоплощения. Из года в год, из столетия в столетие Церковь предшествующими Рождеству и последующими за ним днями готовит нас к принятию и усвоению этой радости через свои уставы, богослужения и учение.
Почему же Рождество Христово, пришествие в мир Христа Спасителя является великой радостью? Святитель Иоанн Златоуст в своем Слове на праздник Рождества Христова говорит: «Наступил праздник праздников, и вся вселенная исполняется радости, потому что Рождество открыло небо; потому что Рождество ниспослало нам Духа Святого; потому что Рождество рассеивает всякий мрак и всякую нечистоту». Вот почему ныне «небесная и земная» радуются и веселятся, прославляя Божественное снисхождение.
А великий подвижник благочестия святитель Феофан Затворник говорит, что наша радость или отсутствие ее в праздник Рождества Христова — пробный камень нашего отношения к Богу. Радоваться о Рождении Христа мы должны так, как радуются погибающие о своем неожиданном спасении. Вывод из слов святителя такой: если нас сегодня не наполняет радость, значит, мы еще не поняли, что значит для нас Христос, от чего Он пришел нас спасти. Значит, мы еще не восприняли родившегося Христа в своем сердце, оно не чувствует Божией милости, как не чувствует и своей погибели. Это состояние иначе называется смертью души: когда человек не чувствует, болен он или здоров? — только когда он мертв. Если же ты понимаешь, не умом только, но в самой глубине души чувствуешь, что ты грешник, и грехи твои тяжкие — радуйся, грешник, веселись о воплощении Бога-Слова, потому что сегодня родился твой единственный Врач, чтобы исцелить тебя от греховных язв, воскресить погибающую душу твою!
Незаметно пришел Христос на землю: Он открылся только ищущим Его. Незаметен Он и сегодня, потому что кто ищет Его? Кто увидел свою духовную болезнь? Кто отдаст себя в руки Небесного Врача? Спала земля в Рождественскую ночь — спит и сегодня смертным сном, и только страшные потрясения пробуждают некоторых, чтобы они огляделись и ужаснулись своей погибели. Что мешает нам жить спокойно и радостно, предаваясь всем земным утехам? Когда мертва душа, беспокоит только одно — тело. Оно болеет, оно стареет, оно может умереть. Что-то можно исправить лекарствами, но только на время. Что делать, когда уже и сами органы тела не в силах выполнять своего назначения, когда не помогает лечение и они выходят из строя?
Что увидим мы, если внутрь себя заглянем? От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, не очищенные и не обвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1, 6), — таково состояние наше, изображенное пророком Исаией. Кто заменит наше сердце? Об этом просил царь Давид, говоря: Сердце чисто созижди (т. е. создай заново) во мне, Боже. Он же просил: Приклони небеса Твои и сойди (Пс. 143, 5), и Господь исполняет это: наклоняет небо и сходит на землю, становится Человеком. Не переставая быть Богом, становится во всем, как я человеком, кроме греха. Стал единственным здоровым Человеком, новым Адамом, чтобы всего меня обновить Собой.
Старое уже не исправить — необходимо все новое. Если я воспринимаю Христа как своего Спасителя — в сердце своем, и с верою прошу исцелить — Он становится моим духовным врачем. Он всего Себя дал мне, чтобы всего меня — от головы до ног — исцелить Собою, сделать меня новым человеком. Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам (Ис. 9, 6) — Сын Божий дан нам! Дан нам в полноте.. В крещении Он одевает нас в Себя: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Он дает нам Свое Тело и Кровь в Причастии, и наше сердце оживляется живительными токами благодати — подобно тому, как врач дает свое лекарство больному, только в духовном смысле. Мы легко очищаемся в покаянии, потому что в соединении с Ним, чистым, не уживаются наши грехи.
Как Он врачует! Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда рану лечит обычный врач, часто на теле остаются следы от раны — рубцы, а когда Господь исцеляет душу, то никаких рубцов и следов не остается — человек получает полное, совершенное исцеление. Вот зачем пришел Христос — всего Себя дать нам, обновить Собою человека, совершенно исцелить нас от наших греховных язв. Для этого Он лежит сегодня в яслях скотских, терпит младенчество, холод, нужду в чьей-то помощи. Он умалился до Человека — ради нас.
Дай нам, Господи, почувствовать милость Твою к нам, дай нам осознать, какую полноту спасения, исцеления Ты даруешь нам, хоть мы недостойные и грешные — и мы будем славить Тебя во веки веков!
- 2472 просмотра