Богослужение Пасхальным чином состоялось в кафедральном соборе Вознесения Господня
Предвари́вшыя у́тро я́же о Мари́и и обре́тшыя ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что и́щете я́ко челове́ка; ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те, и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть: я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий. |
В ночь с 23 на 24 мая 2020 года православные верующие епархиального центра вновь встретили Праздник праздников и Торжество из торжеств — Светлое Христово Воскресение, Пасху Божию спасительную.
В главном храме Северного Казахстана — Вознесенском кафедральном соборе — праздничные пасхальные богослужения возглавил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Богослужение прошло со строгим соблюдением санитарных норм, предусмотренных правилами карантина. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Алексей Щербенко — настоятель храма священномученика Мефодия Петропавловского, иер. Антоний Шувакин — ключарь храма Всех Святых, иер. Михаил Березин — руководитель епархиальной канцелярией, иер. Антоний Чуриков — клирик собора, диаконский чин: Владимир Бартоль, иеродиакон Серафим (Максимов), Алексей Гаврилов, Владислав Овчаров.
Песнопения исполнил хор Кафедрального собора Вознесения Господня под управлением Затай А. А.
Пасхальная утреня по уставу представляет собой пение пасхального канона, составленного в VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным. После окончания канона духовенством и хором были исполнены стихиры Пасхи. При пении последней стихиры духовенство похристосовалось друг со другом, а предстоятель поприветствовал всех молящихся пасхальным приветствием и преподал каждому символ Пасхи — пасхальное яйцо. Во время пения пасхальных часов священнослужители совершили проскомидию.
По древней традиции пасхальное Пасхальное приветствие «Христос воскресе!» также в этот день произносится на разных языках и наречиях, древних и современных, в ознаменование всемирного торжества христианского благовестия о воскресении из мертвых Христа Жизнодавца. Литургия была совершена по Уставу первого дня Пасхи, с пением антифонов.
На Божественной Литургии было прочитано Евангельское повествование от Иоанна 34 зачало, о слепом: В те дни Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. (Ин 9:1–38)
По прочтении уставного Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
По окончании Литургии состоялось славление праздника Пасхи Господней.
- 2158 просмотров