Архиерейское Богослужение в день Троицкой Родительской субботы
Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душы раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.
Тропарь родительской субботе.
6 июня, суббота 7-й седмицы по Пасхе, Троицкая родительская суббота, день памяти прп. Симеона Столпника. По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы. Эта родительская суббота получила название Троицкой и предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной родительской субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».
В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая Церковь, как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День Пятидесятницы возносит о них молитвы Господу. В одной из этих молитв говорится: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».
Накануне субботы духовенство собора, во главе с правящим архиереем, совершило чин заупокойного парастаса. На парастасе священство вознесло сугубые молитвы об упокоении священнослужителей Православной Церкви умерших от коронавирусной инфекции:
Митрополита Варнавы (Чебоксарского и Чувашского)
Митрополита Ионы (бывш. Астраханского и Енотаевского)
Епископа Ионы (Железногорского и Льговского)
Схиархимандрита Никона (Троице-Сергиева Лавра)
Архимандрита Лаврентия (Троице-Сергиева Лавра)
Архимандрита Амвросия (Юрасова)
Архимандрита Нектария (Киево-Печерская Лавра)
Игумена Игнатия (Троице-Сергиева Лавра)
Игумена Ферапонта (Троице-Сергиева Лавра)
Игумена Аверкия (Почаевская Лавра)
Протоиерея Владимира Александрова
Протоиерея Владимира Бушуева
Протоиерея Георгия Бреева
Протоиерея Александра Агейкина
Иеромонаха Онисима (Подворье Оптиной Пустыни)
Иеромонаха Модеста (Троице-Сергиева Лавра)
Иерея Геннадия (Белоруссия)
Протодиакона Евгения (Богоявленский собор, Москва)
Иеродиакона Каллиста (Троице-Сергиева Лавра)
Диакона Андрея (Гольяново)
В сам день Троицкой субботы Божественную Литургию в соборе возглавил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужило духовенство собора. Песнопения Литургии исполнил хор собора под управлением регента Затай А. А.
На Литургии было прочитано евангельское повествование от Иоанна 21 Зачало: «Рече Господь ко пришедшым к Нему иудеем: Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже. Но рех вам, яко и видесте Мя, и не веруете. Все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет, и грядущаго ко Мне не изжену вон, яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца. Се же есть воля пославшаго Мя Отца, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день». (Ин 6:35–39)
По прочтении Евангелия на сугубой ектении были вознесены традиционные молитвословия о даровании Господом мира и единства Церкви нашей. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии коронавируса.
На заупокойной ектении были помянуты почившие патриархи и иерархи Церкви Православной, почившее духовенство земли Казахстанской, благочестивые попечители храмов и все почившие отцы, братья и сестры приснопоминаемые. Особые молитвы были вознесены о новопреставленном прот. Виталии Дементьеве — настоятеле Свято-Никольского храма г. Булаево, почившем в день праздника Вознесения Господня.
По окончании литургии была отслужена Вселенская Панихида.
- 1880 просмотров