Всенощное бдение в канун праздника небесных покровителей града Петропавловска
11 июля в канун праздника первоверховных апостолов Петра и Павла в кафедральном соборе Вознесения Господня прошло праздничное богослужение.
Богослужение возглавил Управляющий Петропавловской и Булаевской епархией Преосвященнейший епископ Владимир.
Также по приглашению епископа Владимира в ежегодных торжествах принял участие епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион.
Преосвященнейшим архипастырям сослужило духовенство городского благочиния: секретарь епархии протоиерей Сергий Первушин, ключарь кафедрального собора иерей Михаил Березин, настоятель храма Мефодия Петропавловского иерей Алексий Щербенко, ключарь храма Всех Святых иерей Антоний Шувакин, иерей Виталий Стариков, иерей Сергий Осинцев, иеромонах Серафим (Максимов).
Диаконский чин возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора г. Нур-Султан диакон Илия Давыдов, в сослужении диакона Владимира Бартоль и диакона Максима Абдулхасанова.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управление А. А. Затай.
Чинопоследование литии с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея возглавил гость епархии Преосвященнейший епископ Серапион.
Служение полиелея возглавили Преосвященные архипастыри.
После величания было прочитано Евангелие от Иоанна: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: „любишь ли Меня?“ и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: „Господи! кто предаст Тебя?“ Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: „если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того“? Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин. 21:15-25).
Затем состоялось помазание освященным елеем.
«Желательно, — писал святитель Иоанн Златоуст, — чтобы кто-нибудь в состоянии был рассказать нам полную историю Апостолов, чтобы не только о том, что они писали и говорили, но и о прочем их образе жизни, что они ели и когда ели, когда сидели и куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в какой дом входили и где плавали, обо всём этом рассказал бы подробно, — такой великой пользы исполнено всё, что они делали! Если о друге всякий спрашивает, где он живёт, что делает, куда идёт, то неужели, скажи мне, нам не следует знать всё это о всеобщих учителях вселенной? Кто живёт духовно, того и одежда, и походка, и слова, и дела, вообще всё приносит пользу слушающим».
Апостолу Петру было адресовано обетование Спасителя: «ты — Петр (камень), и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16,18).
Павел, «потрудившийся более других апостолов» (ср. 1 Кор 15,10), проявил себя как выдающийся миссионер, свидетель веры, богослов. Именно ему Церковь обязана началом широкой миссии среди языческих народов Римской империи. По этой причине за святым Павлом с давних времен утвердилось имя «Апостола язычников» («Апостола народов»).
Согласно древнему церковному преданию, оба первоверховных апостола приняли смерть в Риме. Апостол Петр — предположительно в 64 г., будучи распятым вниз головой; апостол Павел — в 67 г., будучи обезглавлен вне городской черты, на Остийской дороге.
Торжество святых апостолов Петра и Павла начало отмечаться не позднее IV века. Причем святые Петр и Павел поминаются вместе в литургии уже с первых веков.
Дата 29 июня связана с перенесением мощей святых 29 июня 258 года с мест первоначального захоронения в катакомбы. После победы христианства в Римской империи останки первоверховных апостолов были возвращены на прежнее место: мощи апостола Петра — в Ватикан, где они ныне покоятся в крипте под алтарем собора Св. Петра, а мощи апостола Павла — на Виа Остиенсис.
Учитель особым образом выделял Петра из среды прочих учеников, а Петр отрекся от Него в самый ответственный момент, когда его участие было крайне необходимо. «Первый среди апостолов» оставил Господа один на один с палачами, страданиями и смертью. Затем он вернулся к трудам рыбака, а Воскресший Сам разыскал его и дал ему узнать Себя в обильном лове рыб, повторив Свое прежнее чудо. Петр, конечно же, хорошо помнил тот день, когда Наставник решительно потребовал от него последовать за Собой и пообещал сделать его ловцом человеков.
И вот теперь Тот же Иисус ждет на берегу Петра и бывших с ним в лодке апостолов. Он разжигает костер, готовит на нем рыбу... Всё это подчеркивает реальный характер Его присутствия и создает теплую, семейную атмосферу. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин 21,15).
Затем Господь объявил Петру: Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. А поскольку ко времени написания Евангелия от Иоанна это пророчество уже исполнилось, его автор специально подчеркивает, что речь идет именно о мученичестве, добавляя: Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. Наконец, Иисус повторил те памятные слова, которые уже однажды прозвучали на этом берегу и перевернули всю жизнь рыбака Симона: иди за Мною (Ин 21,18-19).
Благочестивое предание, сюжет которого был использован и в некоторых художественных произведениях, сообщает, как Петр в годину жесточайших гонений на христиан императора Нерона покинул Рим в поисках безопасного убежища. У городских ворот ему встретился Господь с крестом на плечах. «Куда идешь, Господи?» (Quo vadis, Domine?), — спросил Его Петр, и услышал в ответ: «В Рим, чтобы снова стать распятым». Петр уразумел поучение и вернулся в Рим, где и был распят на кресте.
По сведениям одного древнего историка, приговоренный к смерти Апостол сам попросил распять себя вниз головой. Он полагал, что не достоин принять на кресте ту же позу, что и его Учитель. О мученичестве Петра вспоминает уже святой Климент, один из его первых преемников на Римской кафедре.
«Господи! что мне делать?» — спросил Павел у Господа в минуту обращения, и услышал в ответ: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать (Деян 22,10). Гонитель христиан, преображенный благодатью, в соответствии с избранным Провидением порядком получает наставление в вере и таинство Крещения от Анании.
Новообращенный Павел сразу же сделал Христа центром всей своей жизни. Он посвятил всего себя возвещению Благой Вести, и это — несмотря на опасности, невзгоды, тяготы, страдания и кажущиеся поражения.
Павел сознаёт себя орудием, избранным Господом для евангелизации языческих народов. «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам» (Гал 1,15-16).
Святой Августин замечает, что до обращения горячность Павла была подобна непроходимой лесной чаще, свидетельствуя о дикости, но и о жизненной силе почвы. Позднее Господь засеял эту плодородную почву семенами Евангелия, и результаты превзошли все ожидания. Происшедшее с Павлом может произойти и с каждым человеком, даже обремененным тягчайшими грехами. Таинственное воздействие благодати не упраздняет нашего естества, но исцеляет и очищает, а также облагораживает и совершенствует его.
Павел был уверен, что Бог принимал его в расчет с момента зачатия, от утробы матери. Апостол неоднократно свидетельствовал об этом. Вообще в Библии часто подчеркивается, что Бог избирает Себе вестников еще прежде их земного рождения (ср. Иер 1,56; Ис 49,1-5). Это говорит о том, что инициатива избрания целиком и полностью принадлежит Богу и упреждает любые человеческие заслуги. Для Павла данное обстоятельство имеет огромное значение. «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, — пишет Апостол первым христианам Ефеса, а затем поясняет Тимофею: «Бог спас нас и призвал званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим 1,9).
Призвание — это Божий дар, приготовленный для нас от века. Вот почему, встретившись с Господом по пути в Дамаск, Павел не советовался «с плотью и кровью», вообще ни с кем не советовался. Он был твердо убежден, что его призывает Сам Бог. Будущий Апостол язычников не внимал мудрости по плоти, но проявил подлинное великодушие. Его посвящение Господу было немедленным и безусловным. Так и прочие апостолы, едва услышав предложение Иисуса, тотчас отложили свои сети, оставили всё и последовали за Ним (Лк 5,11). Давний гонитель христиан Савл с великой поспешностью устремился за Спасителем.
Для Павла, как и для всякого христианина, верно следующего своему призванию, проповедь Евангелия стала неотъемлемой частью его жизни или даже самой его жизнью. Его апостольские труды были одушевлены горячим стремлением донести Христа до всех и каждого.
- 1836 просмотров