Архиерейская Литургия в Неделю 17-ю по Пятидесятнице
И́же нас ра́ди рожде́йся от Де́вы, и распя́тие претерпе́в, Благи́й, испрове́ргий сме́ртию смерть, и воскресе́ние явле́й я́ко Бог, не пре́зри, я́же созда́л еси́ руко́ю Твое́ю; яви́ человеколю́бие Твое́, Ми́лостиве, приими́ ро́ждшую Тя Богоро́дицу моля́щуюся за ны; и спаси́, Спа́се наш, лю́ди отча́янныя. Кондак воскресный глас 8 |
17 октября, Неделя 17-я по Пятидесятнице, день памяти свт. Гурия Казанского. 426 лет назад митрополит Казанский Ермоген получил известие от строителей нового Преображенского собора: при копании рвов для фундамента открылись захоронения архиепископа Гурия и епископа Варсонофия. Гробы не разрушены, хотя по кончине Гурия прошло более 30 лет, а по кончине Варсонофия — почти 20.
Митрополит Ермоген прибыл в монастырь и после Литургии и панихиды повелел вскрыть гробы и освидетельствовал мощи архипастырей, о богоугодной жизни которых знал лично и хранил самые благоговейные воспоминания. Гроб архиепископа Гурия был полон благоуханного мира, похожего на чистую воду, при этом мощи святого плавали в этой жидкости сверху. Тление коснулось лишь части губ святителя, остальное тело было цело.
У святителя Варсонофия тление коснулось мягких тканей ног, но кости и суставы ног были крепки, а остальное тело так же сохранилось цело. У обоих архипастырей замечательно, «крепчае новых» сохранились облачения.
Множество величайших в нашей истории святых приняло участие в жизни и прославлении этих святителей, далеко не таких известных и прославленных. Начать постройку храма, при которой были обретены мощи, повелел царь Федор Иоаннович, мощи обрел священномученик Ермоген. Он же составил и первое житие. Канонизировал их святитель Иов, Патриарх Московский. Рукополагали во архиереев святителя Гурия святитель Макарий, а святителя Варсонофия — святитель Филипп. Службу им составил святитель Димитрий Ростовский. Ближайшим учеником и приемником святителя Гурия на Казанской кафедре был святитель Герман, принявший, по всей видимости, мученическую кончину при Иване Грозном.
Какой же путь прошли святители Гурий и Варсонофий, какой подвиг привел их в Церковь торжествующую? У обоих святителей при начале жизненного пути есть нечто общее: оба потерпели большие скорби и от них еще в юности познали суетность мира. Святитель Гурий, в миру Григорий, происходил из обедневших «служилых людей» и потому уже с отрочества находился в услужении у князя Пенькова. Князь отметил достоинства юного Григория — добродетель и усердие — и поставил его управителем хозяйства. И казалось бы, что впереди у юноши неплохие «перспективы карьерного роста». Но когда завистливая дворня оклеветала юношу в связи с женою князя, тот без особого разбора бросил Григория в темницу, и благо ещё, что не убил.
А в средневековой Руси для заключения узников использовались земляные ямы — подобие погребов, обшитых деревом. Григорий задыхался в яме летом и коченел зимой; хорошо ещё, если в ней была бадья для нечистот, а в качестве еды ему бросали необмолоченный овёс... Даже не хлеб и воду, а необмолоченное зерно! Через какое-то время один из охранников сжалился над беднягой и на свой страх и риск попытался его подкормить. Но тут-то и обнаружилась, в какое устроение от страданий пришла боголюбивая душа Григория: он попросил не хлеба, а бумаги, чернил и перьев. И в дальнейшем писал азбуки для детей, которые охранник продавал, а вырученные деньги по его просьбе раздавал в милостыню неимущим.
Через два года заключения случилось чудо: двери темницы отворились, и узник вышел, никем не замеченный. А выйдя, прямиком направился в монастырь. Долгое заключение в таких чудовищных условиях способствует верному пониманию того, какие трудности считать настоящими. Неудивительно, что в монастыре Григорий показал примерное послушание и прочие добродетели, был не только быстро пострижен, но и вскоре стал игуменом обители.
Впрочем, заключение не прошло даром для его здоровья — через 9 лет игуменства Гурий, как назвали его в постриге, ушёл на покой. Но через пару лет его опять призвали на игуменство, а затем поставили архиепископом новооткрытой Казанской епархии. Святитель Варсонофий, епископ Тверской и Кашинский Святитель Варсонофий, епископ Тверской и Кашинский Житие святителя Варсонофия начинается ненамного менее трагично. В свои 17 лет Иван, как звали его до пострига, попал в плен во время одного из татарских набегов и пробыл в нем три года. Он быстро смирился со своим несчастьем, восприняв его как волю Божию, и все три года проводил подвижническую жизнь — трудился на своих хозяев не на страх, а на совесть, учился всему полезному — в частности, изучил язык татар и письменность, а все свободные силы души обращал на молитву.
Когда через три года отец Ивана выкупил его из плена, юноша сразу отправился в Андроников монастырь. Там он ревностно подвизался, там же произошла его встреча с другим святым — святителем Акакием Тверским, который предсказал монаху Варсонофию, что тот станет его преемником на Тверской кафедре.
Любая новооткрытая епархия — это и утешение, и крест. Утешение — ибо на пустом месте любой труд нужен, любое усилие верно. Крест — ибо трудов и усилий этих на пустом месте потребно безмерное количество. В епархии, возникшей на развалинах Казани, оказались к месту хозяйственные таланты архиепископа Гурия и знания татарской культуры архимандрита Варсонофия. Потребен был и их личный, глубоко трагический опыт отречения от всего земного, их смягченное страданием сердце и их опыт утешения во Христе...
Самого Варсонофия через 4 года назначили на Тверскую кафедру. Он потрудился там три года, сильно сдал здоровьем и попросился на покой. В дальнюю даль — свой бывший Преображенский Казанский монастырь. Скипелся, сросся сердцем со своей Казанской паствою. Среди нее и упокоился, быв погребен рядом со своим наставником и учителем Гурием.
Божественную Литургию в этот день в храме священномученика Мефодия, епископа Петропавловского совершил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Антоний Шувакин — ключарь храма Всех Святых Петропавловска, иер. Алексей Щербенко — настоятель храма, иер. Павел Олесиюк, иер. Евгений Садовский — клирики храма, диаконский чин: Владимир Бартоль и Максим Абдулхасанов. Песнопения Литургии исполнил квартет собора под управлением регента Затай А. А.
На Литургии был прочитан евангельский отрывок-притча поучение Спасителя о Золотом правиле устроения жизни человека из Евангелия от Луки 26 Зачало: И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. (Лк. 6:31-36)
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектеньи были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектеньи были прочитаны молитвы «О даровании пастырей Церкви Петропавловской» и «О ниспослании мира земле Украинской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении нашей Родины от коронавируса.
На заупокойной ектении были помянуты усопшие иерархи церковные и почившие православные христиане.
По окончании Литургии владыка обратился к собравшимся со словами проповеди. Владыка поздравил иер. Алексея Щербенко с 10-летием иерейской хиротонии, благословил ему святую просфору и подарок.
- 1958 просмотров