Архиерейская Литургия в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
Воскре́сл еси́ днесь из гро́ба, Ще́дре, и нас возве́л еси́ от врат сме́ртных; днесь Ада́м лику́ет, и ра́дуется Е́ва, вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́. Кондак воскресный глас 2 |
31 октября — Неделя 19-я по Пятидесятнице, день памяти святого апостола Луки. Прежде всего, мы знаем апостола Луку как автора одного из синоптических Евангелий и книги Деяний святых апостолов. Святитель Иоанн, прозванный народом Божиим «Златые уста», отмечал изящную безупречность языка, которым они были написаны. Но, помимо превосходного слога, эти две книги отличает, к тому же, и крайне продуманное, а во второй книге еще и, прямо скажем, смелое композиционное решение.
Евангелие от Луки — наиболее полное и наиболее хронологически выверенное описание событий Священной Истории Нового Завета. От рождества Иоанна Предтечи, о котором вообще только евангелист Лука и говорит, до Вознесения Господня, о котором он один говорит подробно. Но если Евангелие от Луки имеет безупречную композицию с началом и концом, то книга Деяний окончания вовсе не имеет — она обрывается почти на полуслове.
Новозаветная история еще не закончена. Мы живем в новозаветные времена. И это совершенно сознательный шаг автора. Ведь новозаветная история еще не закончена. Мы живем в новозаветные времена, где деяния апостолов продолжаются в деяниях мужей и жен равноапостольных, и где и мы, отдельные люди, и целые народы дозревают до решения: принять Евангельскую весть или отвергнуть. Апостол Лука имел, таким образом, не только изрядный литературный талант, но и глубоко продуманный взгляд на исторический процесс. Кроме того, как всем известно, он был врачом и художником. Это сочетание более чем естественное: в наше время медики оперирующих специальностей также обычно способны и к рисованию, потому что и для того, и для другого потребны развитый глазомер и тонкая координация.
Апостол Лука был неизменным спутником апостола Павла, поэтому сложно переоценить его врачебную помощь во всех их многочисленных благовестнических путешествиях. И дело не только в том, что апостол Павел был человеком болезненным, нет. Вспомним, чем эти путешествия сопровождались — во времена, когда земной шар измерялся человеческими шагами! Сам апостол Павел называет Луку «врач возлюбленный». Сейчас представление о врачебном даровании апостола Луки сузилось до рассуждения, что «ему молятся об исцелении от глазных болезней» — такая горькая ирония... Но здравый взгляд, как всегда, сохраняется в богослужебных текстах, где сказано: «Песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческия немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща» (тропарь апостолу Луке).
Поскольку святой Лука был спутником апостола Павла, то и книга Деяний является повествованием преимущественно о его трудах. Но здесь нет никакого обидного перекоса, потому что и богослужение ублажает апостола Павла, как «паче инех трудившася» (первая стихира на Господи воззвах Великой вечерни). Апостол Лука первый предложил иконографию образов Пресвятой Богородицы, а Пресвятая Богородица сказала, что Ее благодать будет с ними. И когда мы смотрим на ту же Владимирскую икону, то понимаем, что это так и есть.
Божественную Литургию в этот день в кафедральном соборе Вознесения Господня совершил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Михаил Березин — руководитель епархиальной канцелярии, иер. Виталий Стариков — клирик собора. Диаконский чин: Владимир Бартоль и Максим Абдулхасанов.
За Божественной Литургией было прочитано Воскресное Евангельское Зачало 35 от Луки: Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 5:5-15)
По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
На заупокойной ектении было совершено сугубое поминовение жертв репрессий 30-40х годов. На заседании Синода в июне 2016 года был заслушан рапорт митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, с предложениями по включению особых прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в заупокойные богослужения (журнал № 44).
Синод постановил утвердить следующие тексты заупокойных прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в богослужебные последования:
«Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».
«Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».
В завершении Литургии во дворе храма был освящен памятник священномученику Мефодию, епископу Петропавловскому, в рамках празднования 100-летия его мученической кончины. Средства на изготовление и установку памятника были собраны верующими епархии. По окончании освящения владыка вручил медали «100 лет мученической кончины сщмч. Мефодия Петропавловского» благодетелям епархии и были возглашены уставные многолетия Священноначалию Церкви Православной, Богом хранимой стране нашей Казахстанской, Президенту, властям, воинству и народу ее и всем православным христианам.
- 2080 просмотров