Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице

  Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Тропарь Кресту Господню.

14 августа, Воскресение Господне, Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, память святых мучеников Маккавеев. Начало Успенского поста. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Кроме того, в этот день у православных начинается Успенский пост. В этот день по традиции во дворе храма проходит ярмарка меда. Владельцы пасек привозят свою продукцию для освящения и реализации всем желающим.

Накануне праздника на Всенощном Бдении Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский по окончании пения Великого Славословия вынес освященный Крест из алтаря и под пение «Святый Боже» совершил его обнесение по собору, затем было совершено поклонение Кресту и помазание освященным елеем.

В день праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня архиепископ Петропавловский и Булаевский Владимир возглавил служение Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста в Вознесенском кафедральном соборе города Петропавловска. Преосвященному Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иер. Михаил Березин — руководитель епархиальной канцелярии, иером. Серафим (Максимов) — клирик собора, диакон Владимир Бартоль. Песнопения Божественной Литургии исполнил хор собора под управлением регента Затай А. А.

Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня

На Литургии было прочитано Евангельское Зачало от Иоанна: Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. (Ин. 19, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35)

По прочтении уставного Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.

Была совершена молитва о восстановлении мира, чтомая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

После окончания Божественной Литургии Преосвященный Архипастырь совершил Чин малого освящения воды, духовенство совершило Крестный ход вокруг храма, окропили молящихся святой водой и владыка вознес молитву на освящение меда.

В завершении богослужения Владыка Владимир поздравил духовенство и прихожан с праздником Креста Господня и обратился ко всем молящимся с Архипастырской проповедью. Каждый прихожанин храма получил из рук архиерея частицу освященного меда.

Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице Праздник Происхождения древ Честнаго Креста Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»