Троицкая родительская суббота
3 июня духовенство и прихожане Вознесенского кафедрального собора совершили совместную заупокойную молитву по всем от века усопшим отцам, братьям и сестрам нашим.
Этот день в Церкви православной называется «Троицкой родительской субботой» и совершается ежегодно накануне праздника Святой Троицы.
По окончании Божественной Литургии, по традиции, была совершена заупокойная панихида, которую возглавил протоиерей Сергий Первушин. Ему сослужили: протоиерей Феодор Бердик, иерей Максим Абдулхасанов, диакон Владимир Бартоль и диакон Алексий Александрович. За богослужением звучали песнопения в исполнении малого состава архиерейского хора под управлением Анны Затай.
Наступила вторая (после Мясопустной) Вселенская родительская суббота. В субботу Мясопустную, перед неделей о Страшном Суде, мы заранее ободрялись возгласом «Христос воскресе!» Теперь же, после многократных пасхальных восклицаний, когда мы забывали о своей земной судьбе, Церковь обращается к нам со словами: «конечный день вспомним, верные»! Нас призывают не быть беспечными, но помнить, что «страшен конец смертный и грозен суд Владыки!»
Но почему именно суббота избрана нарочитым поминальным днем? Да потому, что каждая суббота — особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днём покоя», — поэтому мы называем этот — последний день недели (подчёркиваю — последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат. Но в этот же день уснувший накануне плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» — ветхозаветного — мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, — не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные — «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей. Но не только за них. Во Вселенские субботы Церковь призывает нас на время отвлечься от естественной, но несколько эгоистичной кровной любви и молиться «об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех прежде почивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть ещё множество братий во Христе, которых мы, и не видев их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, — молитва о нём будет непрестанно возноситься до скончания века».
Как писал ещё раньше другой наш святой учитель — епископ Феофан Затворник, «никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан. Помни, что молитва об усопшую и сильна общностью — тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих».
Действительно, нам, живущим на земле, перед празднованием Дня Рождения Церкви Христовой уместно обратиться со словами молитвы к тем, кто населяет Церковь Небесную. Это для нас существуют словно бы две Церкви — Земная и Небесная; для Бога же она — Одна и Едина, как едины и неразделимы и её насельники. Ведь мы хорошо знаем, что истинный Бог — «Бог не мёртвых, но живых, потому что у Него все живы» (Лк.20:38).
Мысли свт. Феофана Затворника
«И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:29). Вот чем все кончится! Как реки текут каждая в свое море, так течение жизней наших приспеет, наконец, каждое в место по характеру своему. И те, которые воскреснут в жизнь, будут на суде, но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь; тогда как другие воскреснут только за тем, чтобы выслушать осуждение на вечное мучение. Жизнь и смерть их характеризуются теперь еще, оттого что одни делают живые дела, а другие — дела мертвые и мертвящие. Живые дела те — которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию; мертвящие дела те — которые совершаются в противность заповедям, с богозабвением, в угоду себе и страстям своим. Мертвые дела — все, которые, хоть по форме не противны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении по каким-либо видам себялюбия. Бог — жизнь; то только и живо, в чем есть часть Его. И вот у кого только мертвые и мертвящие дела, тот прямо идет и в последний день изыдет на осуждение смерти; а у кого дела все живые, тот идет и в последний день изыдет на получение вечной жизни.
- 968 просмотров