В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию

12 ноября 2023 г. в Вознесенском кафедральном соборе совершили Божественную Литургию. Вечернее богослужение и Божественную Литургию возглавил протоиерей Сергий Первушин. Ему сослужили: иеромонах Серафим (Максимов), иерей Максим Абдулхасанов, диакон Владимир Бартоль, диакон Алексий Александрович. Песнопения исполнял архиерейский хор под управлением Анны Затай.

По окончании Богослужения протоиерей Сергий произнес проповедь на евангельскую тему. После отпуста Литургии был совершён благодарственный молебен.

В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию

Евангельское чтение:

«...И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус».

(Лк. 8: 26-39)

О свойствах нечистых духов

В Евангелии находим много примеров изгнания бесов. Но сегодняшнее чтение особенно много открывает о свойствах злых духов. Во-первых, поражает их сила, и та власть, которую они могут брать над человеком, и тот ужас, который могут наводить. Гадаринский бесноватый был так страшен, «что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыню».

Но тут же видим и слабость, и даже совершенное бессилие бесов. Они не могут переступить черту, которую проведет Бог. Они так и не смогли погубить свою жертву, и даже не смогли увлечь ее подальше от берега. Бесноватый, «увидев Иисуса», «пал пред Ним», чего бесы, конечно, не могли желать.

Видим беспредельную наглость бесов: мучая человека, и не собираясь этого прекращать, они еще смеют просить не мучить их.

Узнаем, что бесы, это — духи, не занимающие пространства: вот, в одном человеке — целый легион. Но находиться они могут лишь в одном месте: сейчас они здесь, но скоро будут изгнаны, рассеются, и войдут во множество других существ.

И снова видим их бессилие пред Богом: даже в свиней не могут войти без Его разрешения. Но опять же видим и огромную силу, когда Бог предает кого-либо в их руки: вот, стадо мирных животных вдруг рванулось с места и погибло в море.

Видим их нетерпеливость: они спешат наброситься на свои жертвы. Действуя более скрытно, они могли бы принести гораздо больше вреда.

Но видим и хитрость, и разум в иных случаях: они не трогают жителей Гадаринской страны, не терзают их, зная, что они и так им принадлежат. Как однажды во время недавней борьбы с алкоголем один человек сказал: «как же хочет сатана, чтобы мы пришли к нему трезвыми»! Пьяный протрезвится и опомнится. Освобожденный от бесов сядет «у ног Иисуса», одетый «и в здравом уме». Но что сказать о том, кто свободно и трезво делает бесовское дело? А ведь так и поступили гадаринские жители, спокойно и вежливо попросив Его «удалиться от них».

Видим и то, как Господь использует силу бесов во вред им же самим. Он наглядно, на низшей твари, показывает людям, что им грозит. Тех, кто создан «во Христе на добрые дела», Он учит помнить о своем достоинстве. И ужасаться надо не гибели бессловесных животных, рожденных «на уловление и истребление» (2 Пет. 2, 12), а тому, что ждет нас, разумных, богоподобных, и даже уже спасенных Господом Иисусом, если отгоним Его от себя своими делами, своей жизнью.
(Протоиерей Вячеслав Резников)

Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия

В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию

Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия претерпели мученическую смерть в 285 году в Киликии. Они с детства восприняли святую христианскую веру от своих родителей и вели благочестивую, целомудренную жизнь. В зрелые годы, чуждые сребролюбия, раздали они свое имущество, полученное в наследство, неимущим. За благотворительность и святую жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления различных болезней. Он был избран епископом христианской общины в Киликии.

Пребывая в святительском сане, святой Зиновий ревностно распространял веру христианскую среди язычников. Когда император Диоклитиан (284-305) начал гонение на христиан, епископ Зиновий был первым схвачен и доставлен на суд к правителю Лисию. «Я буду говорить с тобой кратко,- сказал Лисий святителю. — Предлагаю тебе: жизнь — если поклонишься нашим богам, и смерть — если не поклонишься». Святой ответил: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду»

По приказу Лисия, святителя прибили к кресту и начали пытать. Сестра епископа, видя страдания брата, пожелала их с ним разделить. Бесстрашно исповедовала она перед гонителями свою веру во Христа, за что также была отдана на мучения. Силою Господней оставшиеся в живых после пыток на раскаленном одре и в кипящем котле святые были обезглавлены. Пресвитер Гермоген тайно предал тела святых мучеников погребению.

И мудрая правительница, и добрая мать, и благочестивая христианка...

В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию

Елена. Это имя носит так много наших подруг и родственниц! Среди моих знакомых их столько, что если подавать записку о здравии, можно исписать несколько листков, постоянно повторяя одно и то же имя.

А вот святых христианок с именем Елена, которые, как говорится, на слуху, не так уж и много. Более всех известна православным, конечно же, мать Константина, равноапостольная Царица. К слову, большинство святых Елен тоже знатного происхождения — королевы, княгини и тому подобное. Интересная деталь... Но больше внимания хочется обратить на значение этого имени — «факел, свет». Все Елены, прославленные как святые, действительно пламенели верой и стремились нести людям свет, просвещать.

12 ноября — день памяти святой Елены, которая известна гораздо меньше, чем та, что когда-то отыскала среди оскверненных святынь Иерусалима Крест Христов. Эту святую, тоже Царицу, лучше всего знают в Сербии, потому как она — королева Сербская.

Прошло уже более 700 лет со дня обретения ее мощей и прославления в сонме святых и, видимо, за давностью лет возникли неточности и разночтения в описании образа Сербской королевы, ее трудов и обстоятельств жизни. В одних источниках она именуется преподобной, в других — праведной, а в иных просто святой. Где-то пишут, что в конце жизни она приняла постриг с именем Елисавета, а в других текстах — что с именем Елена. Но не эти детали жития Елены Сербской удивили крайне. Чем удивили? Какой-то несвойственной для строгого слога житий святых лиричностью, что ли, трогательностью. Ими, пожалуй, и поделюсь, не стремясь точно и подробно пересказать все житие.

В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию

Сербы до сих пор помнят и даже каждый год в мае устраивают красивый праздник в память о том, как король сербский Урош I всю долину реки Ибар, от Кральева до Рашки (а это около 270 километров), украсил цветами душистой сирени. Он повелел посадить ее здесь потому, что именно этим путем в Сербию должна была прибыть будущая королева. Не представляю, сохранилось ли хоть что-то из посаженного королем в те стародавние времена, но легенда гласит, что он желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе. Прошли века, а люди до сих пор вспоминают эти благоухающие сады вдоль живописной реки Ибар, как прекрасный дар любви и нежности.

Король желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе

У нас нет точных сведений о происхождении святой королевы Елены. Архиепископ Данило II, составивший самое подробное описание ее жизни, пишет, что «благочестивая и христолюбивая блаженная Елена была франкского рода, дочь славных родителей, пребывавших в богатстве и славе». Хотя имеются более конкретные указания, что она была принцессой, родственницей неаполитанского короля Карла I Анжуйского.

Хотя Елена Анжуйская и приняла Православие, но воспитана была в католичестве, и, будучи уже супругой короля Стефана Уроша I Неманича, правившего с 1243 по 1276 годы, немало милостей оказывала католическим монастырям, храмам и священнослужителям Сербии. Однако здесь вспоминается пример духовного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны, немецкой принцессы, которая, будучи лютеранкой, вышла замуж за русского князя, и со временем оценила красоту Православия и тоже стала святой.

В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию

Елена — одна из самых ярких королев балканского Средневековья — видимо, также блистала в далеком XIII веке и многочисленными талантами, и умом, и утонченной красотой, но еще — благочестием и щедростью к нуждающимся. Эта королева была не только одной из самых известных благотворительниц и просветительниц того времени, но и матерью пятерых детей, двое из которых — сербские правители Стефан Драгутин и Стефан Урош II Милутин — прославлены Православной Церковью в лике святых. Какой дивный букет добродетелей смогла сочетать эта женщина — и мудрой правительницы, и доброй матери, и благочестивой христианки, для всего нашедшей время и возможности. Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г. Архиепископ Даниил II, прекрасно знавший святую при жизни, пишет о ней, что она была жена «незамутненной души и кроткого сердца», которая «всегда Богу молитвы приносила». Жертвы на строительство храмов и монастырей; приюты для сирот; школы для девочек из бедных семей, где они обучались рукоделию и получали хорошее приданое; сбор и переписывание книг; подаяния нищим; примирение враждующих; богатые дары монастырям Святой Земли, Афона, Синая — наверное, это далеко не полное описание ежедневных забот и занятий благочестивой королевы. Но хочется сделать еще несколько акцентов в истории святой Елены. Незадолго до кончины она принимает постриг, в некоторых источниках говорится, что это была великая схима. Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г. Чин отпевания и погребения торжественно совершен в монастыре Градац, что расположен в древней Рашской области, на берегу реки Брвеница. Эта обитель — «задужбина» (пожертвование «за душу») Елены Анжуйской. И, как утверждают некоторые авторы, она стала первой женщиной средневековой Сербии, построившей себе «задужбину». Спустя 3 года — в 1317-м году — Елена явилась во сне монаху монастыря Градац (тогда это был мужской монастырь, а в настоящее время — женский). Святая велела взять ее тело из земли и положить в храме. Что и было благоговейно исполнено 12 ноября того же года в присутствии епископа Рашского Павла. Когда монахи открыли гробницу, то увидали мощи святой Елены «яко в росе лежащи, цело и нерастлимо». Как в росе... От этих слов сразу возникает образ свежести, чистоты и какой-то трепетности, а не тления. Тело святой королевы пребывало на одном и том же месте вплоть до начала XVII века, до вторжения на земли Сербии турок. Дальнейшая судьба святыни не известна. Однако сами сербы утверждают, что мощи святой до сих пор, вот уже семь веков, сокрыты все там же — под храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в монастыре, построенном самой Еленой во славу Божию и во спасение своей души.
(Елена Наследышева)

В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию В неделю 23-ю по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе совершили Воскресную Божественную Литургию

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»