Чтение Царских часов духовенством епархии в кафедральном соборе
Написовашеся иногда со старцем Иосифом, (Тропарь предпразднства Рождества Христова) |
Часы — это специальные довольно короткие богослужения, посвященные определенному часу дня, в который произошло важное событие из земной жизни Спасителя. В богослужебной практике Православной Церкви это четыре часа: девятый, первый, третий и шестой. Главная тема девятого часа — Крестная смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа; первого — изгнание Адама и Евы из рая, а также суд над Богочеловеком у Каиафы, Его предсмертные страдания; третьего — сошествие Святого Духа на апостолов; шестого — распятие Господа на Кресте. Названия часов, их цифирная разбивка взяты из еврейской традиции. Древние иудеи разделяли день на четыре стражи. Отсюда и названия часов. Становиться в это время суток на молитву — традиция еще ветхозаветная, которая в христианстве приобрела уже новый смысл. Сегодня девятому часу соответствует 15.00, первому — 7.00, третьему — 9.00, шестому — 12.00. Сейчас для удобства богослужения часов присоединяются к более длинным суточным службам. Девятый — к началу вечерни, первый — к окончанию утрени, третий и шестой служатся перед началом Литургии.
Но есть в богослужебной практике Церкви и великие, или царские часы. Их содержание приурочено к наиважнейшим православным праздникам. Они служатся три раза в год: в Страстную Пятницу, Рождественский и Крещенский сочельники.
Великими они названы потому, что служатся очень торжественно. Священник в фелони при открытых Царских вратах. В каждый час совершается каждение. В первый и последний — каждение всего храма, с горящей свечой, как на полиелее. В каждый час читаются паремии (от греческого — притча) — специальные ветхозаветные чтения, после них Апостол и Евангелие. Чтения из Священного Писания приурочены к празднуемому событию. Кроме того, псалмы, прокимны, тропари, кондаки — почти все молитвословия великих часов — посвящаются празднику (Рождеству Христову, Крещению Господню либо Страстям Христовым).
Царскими же эти часы названы потому, что на них, как на особо торжественных службах, присутствовали византийские императоры, что подчеркивало не только литургическую духовную важность этих служб, но и общественное их значение. В эортологическом смысле (от греческого «эортос» — праздник; богословская наука о праздниках) Рождественский и Крещенский сочельники похожи друг на друга, как братья-близнецы. Их службы по форме также похожи. Это связано с тем, что в древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день единым праздником, который назывался Святое Богоявление. В отдельную дату празднование Рождества Христова выделилось в IV веке.
В современной церковной традиции великие (царские) часы служатся сразу один за другим в следующем порядке — 1, 3, 6, 9. Обычно при начале каждого часа соответствующее число раз ударяется в колокол. Они словно бы вводят христианина чтениями из Священного Писания и своими молитвословиями в празднование Рождества Христова, дают сердцу и душе верный настрой.
В этом году Царские часы Рождества Христова совершаются в пятницу 5 января, при этом Литургия Сочельника служится в субботу. Для чтения часов в кафедральный собор Вознесения Господня собралось духовенство города и настоятели близлежащих храмов. Возглавил чтение часов Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Песнопения чинопоследования исполнил хор собора под управлением регента Затай А. А.
- 916 просмотров