Служба с выносом и погребением Плащаницы
Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи. |
3 мая — Страстная Пятница. Вынос Плащаницы и Чин погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую Пятницу Страстной седмицы. Великая Пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. В середине дня в Великую Пятницу совершается последняя служба Страстей — Вечерня с выносом Плащаницы. Снова читается Евангелие, описывающее все события от ареста до погребения Иисуса Христа. В этом богослужении, находящемся на границе Великой Пятницы и Благословенной Субботы (Лк.23,54: «День тот был пятница, и наступала суббота»), уже звучат нотки пасхальной радости: Когда в гробнице плотию Ты добровольно заключен был, Христе, по природе Божественной оставаясь вездесущим и безграничным, Ты запер все сокровищницы смерти, Ты опустошил все царские дворцы ада — тогда и эту субботу Ты почтил Божественным благословением, и славой, и Твоим сиянием.
Когда Силы небесные созерцали Тебя, Христе, ложно обвиненного в обмане, и камень гроба, запечатанный руками тех, кто Твои нетленные ребра пронзал копьем, — они трепетали пред неслыханным долготерпением Твоим, но и, спасению нашему радуясь, взывали Тебе: «Слава снисхождению Твоему, Человеколюбец!»
Но пока это только тихое дыхание Пасхи. Перед Плащаницей поется стихира «Тебе, одеющегося светом яко ризою», посвященная тайным ученикам Христа, Иосифу из Аримафеи и Никодиму, которые нашли смелость снять Его тело с Креста и с достоинством похоронить — и ее слова очень скорбные, лишенные торжественности, хотя по тексту Иосиф уже знает о грядущем воскресении: Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим (начал плакать с состраданием), рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале (только что) солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса, но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть (ради меня добровольно умершего). Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.
Вынос Плащаницы и Чин погребения в Кафедральном соборе совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужил прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления и клирики собора. Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника. Утреня начинается, как надгробная служба. Певчие храма под руководством регента Затай А. А. пропели погребальные тропари.
Благородный Иосиф с креста сняв Пречистое Тело Твоё, чистой плащаницей обвив и благоуханиями, в новом гробе покрыв положил.
Перевод тропаря на вынос плащаницы.
Тропарь погребения Христова «Благообразный Иосиф» поется во время выноса Плащаницы на вечерне Великой Пятницы и на утрене Великой Субботы (совершается вечером в Великую Пятницу). Как и всегда тропарь выражает произошедшее событие: Иосиф Аримафейский — богатый иудей, член синедриона и тайный ученик Христа, вымолил у Пилата Тело Иисуса, чтобы похоронить Его: «После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса» (Ин 19:38).
С ним же другой тайный ученик Христа — Никодим — принес благовония, и вместе с Иосифом совершил погребение по иудейскому обычаю: «плащаницею чистою обвив и благоуханьми». И рядом с Голгофой был сад, с вырубленной Иосифом в скале гробницей, которая была новой, потому что Иосиф приготовил это место для себя — там положили Спасителя. Все возможные приготовления, которые можно было совершить для погребения Христа, совершил именно Иосиф Аримафейский, потому и названный за свое дерзновение «благообразным», то есть «благородным»: «Сей убо Иосиф дерзнул и, вшед к Пилату, испросил тело Иисуса Христа, да оное погребет. Но для чего ж сказано „дерзнул“? Ибо, в самом деле, дерзость была просить мертвого тела единого из распятых, осужденника, чтобы то погребсти с великолепием и честию; дерзость, когда хотел почтить Того, Коему все Иудеи поругались, презрели Его и осудили на крестную смерть; а он, сый ученик Христов, потаенный страха ради Иудейска, быв великодушен, отвергнул тогда страх и оттряс всякую робость, показал себя учеником Иисуса Христа и, дерзнув, просил у Пилата тело Учителя своего».
В завершении богослужения духовенство собора совершило крестный ход вокруг храма с пением «Святый Боже». Крестный ход сопровождался погребальным звоном колоколов.
- 657 просмотров