Архиерейская литургия в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне, погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное, да на́с свободи́ши страсте́й, Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́. Тропарь воскресный глас 8 |
15 декабря — Неделя 25-я по Пятидесятнице, день памяти пророка Аввакума. Пророк Аввакум происходил из колена Симеонова и был сыном Сафата. Он жил ок. 600 г. до P. X. Наитием Духа Святого пророк предвозвестил взятие Иерусалима халдеями и насильственное переселение еврейского народа в Вавилон388, горько оплакивая в своих пророчествах судьбу непокорного народа. Когда войско Навуходоносора осадило Иерусалим, пророк бежал из города в Остракину и жил изгнанником в земле исмаильтян — Аравии. Аввакум возвратился в Иерусалим только после того, как халдеи ушли обратно в Вавилонскую землю, уведя в плен множество жителей Иерусалима и Египта.
Однажды пророк, во время сбора урожая на своих полях, велел слугам, раздававшим еду жнецам, подождать немного и в то же мгновение был перенесен Ангелом в Вавилон, чтобы подкрепить пищей пророка Даниила, брошенного в ров со львами (см.: Дан 14,33–39). Тем же чудесным образом возвращенный в Иудею, Аввакум продолжил наделять пропитанием своих работников
В его имени содержится обетование конечного избавления народа Божия и указание на грядущее воскресение: Аввакум в переводе с древнееврейского означает «отец воскресения». Поэтому он уподобил себя часовому, стоящему на сторожевой башне своего сердца и наблюдающему, когда прозвучит в нем слово Божие (см.: Авв 2,1). Так возник в его душе величественный гимн, ставший впоследствии четвертой песнью канона утрени.
В пророческом видении созерцая явление Божественной силы в таинстве Воплощения, Аввакум восклицает: Господи! услышал я слух твой и убоялся. Господи! соверши дело твое среди лет, среди лет яви его (Авв 3,2). Аввакум предрек рождение Бога Слова, иносказательно говоря о девстве Богородицы: Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран (в церковнославянском переводе, следующем переводу Семидесяти, — из горы приосененныя чащи) (Авв 3,3). Он описывает пришествие Христа во плоти в виде страшного посещения мира Господом и Творцом, Который, выступая в гневе против Своих врагов, заставляет остановиться солнце и луну, приводит в ужас всю землю и самую бездну. Пророк Аввакум видит Бога взошедшим на коней и на колесницы, которые прообразуют Его апостолов, и прокладывающим путь через море, чтобы победить смерть и спасти Свой народ. Поэтому, охваченный трепетом, пророк все же не перестает радоваться о Господе своего спасения, Который утвердит его стопы на скале Евангелия в конце времен и возведет его вместе с воскресшим Христом на высоты богосозерцания, в вечное Небесное Царство, где будет победно звучать его хвалебная песнь.
Божественную Литургию в этот день в кафедральном соборе Вознесения Господня совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, прот. Феодор Бердик, иером. Серафим (Максимов) и иер. Максим Абдулхасанов — клирики собора. Диаконский чин: Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Затай А. А.
На Литургии было прочитано Евангельское Зачало 91 от Луки: И спросил Его один важный человек: «Учитель благий, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И сказал ему Иисус: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, только Бог единый. Ты же знаешь заповеди: „не сотвори прелюбодеяния“, „не убий“, „не укради“, „не лжесвидетельствуй“, „чти отца твоего и матерь твою“». А тот сказал: «Все это я соблюл от юности». Услышав это, Иисус сказал ему: «Еще одного тебе недостает: продай все, что имеешь, и раздай бедным, и будет у тебя сокровище на небе; а там приходи и следуй за Мной!» Но тот, услышав такие слова, сильно опечалился, потому что был весьма богат. Иисус, увидев его печаль, сказал: «Как трудно имеющим богатства войти в Царство Божие! Так, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие». И сказали те, кто слышал: «Так кто же может спастись?» А Он сказал: «Что невозможно для людей, возможно для Бога». (Лк. 18:18-27)
После чтения Евангелия на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О даровании пастырей Церкви Петропавловской» и «О ниспослании мира земле Украинской».
Владыка совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По окончании Литургии Владыка обратился к собравшимся со словами проповеди.
- 400 просмотров