Крещение Господне в Вознесенском кафедральном соборе
«Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских» |
18 января, накануне праздника клирики кафедрального собора совершили праздничное вечернее богослужение. Верующие были помазаны освященным елеем — символом Божьего благословения Его верным чадам. Было пропето величание празднику Крещения Господа Нашего Иисуса Христа и прочитан канон праздника.
19 января в кафедральном соборе была совершена Божественная Литургия. Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Сергий Первушин, иеромонах Серафим (Максимов), иерей Максим Абдулхасанов, а также диаконы Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Литургии исполнил архиерейский хор под управлением регента Затай А. А.
На Литургии было прочитано Евангельское Зачало 6 от Матфея: «Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну крестится от него. Иоанн же возбраняше ему, глаголя: азъ требую тобою крестится, и ты ли грядеши ко мне? Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави его. И крестився Иисус взыде абие от воды: и се, отверзошася ему небеса, и виде духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на него. И се, глас с небесе глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих». (Мф. 3:13-17)
После заамвонной молитвы был совершен Чин Великого освящения воды.
Этот двунадесятый праздник по значимости находится в одном ряду с такими праздниками православного календаря, как Рождество, Преображение, Вход Господень во Иерусалим и т. д.
Накануне, в Крещенский сочельник, священники начали освящать воду в храмах. Крещенская вода является великой святыней и называется «агиасмой», что с греческого переводиться как святыня.
19 января в храмах проходят торжественные богослужения, во время которых также совершается великий чин освящения воды.
Праздник Крещения является достаточно древним и тесно связан с одним из самых главных событий земной жизни Спасителя — крещением. Как следует из Евангелия, крестил 30-летнего Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча.
Праздник Крещения имеет еще одно название — Богоявление. В Евангелии от Матфея сказано, что после того, как Иоанн совершил обряд Крещения Иисуса, «отверзлись» небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. После все услышали голос Бога «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
В день крещения Иисуса Христа людям была явлена Святая Троица: Бог Отец (голос с неба) Бог Сын (крещенный Иисус) и Бог Дух Святой, который снизошел в виде голубя.
С этим событием связана традиция крещенских купаний в проруби. Для купаний 19 января в реках и озерах вырезали лед в форме креста, такая прорубь называется иорданью в честь реки, в которой был крещен Иисус.
Народ верит, что купание в иордани на Крещение дает человеку очищающую для души и тела силу. Но нужно понимать, что купание в проруби не дает прощение грехов, так как грехи прощаются Богом только при искреннем покаянии в таинстве исповеди.
Церковь не считает купание в проруби обязательным правилом, священники подчеркивают, что это дело добровольное.
Давайте обратим внимание на Паремию, которая читается на первом часе, а также на водосвятии. Это отрывок из книги пророка Исаии:
«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое».
книга пророка Исаии
(LV, 1–13)
Пророк Исаия зовет всех идти на воду. Здесь мы видим образ благодати Св. Духа. Как вода, она утоляет жажду истины, освежает, укрепляет, ободряет человека. Укрепляет не только физические силы, но и волю на борьбу с грехом.
Дальше предлагается купить и тем, у кого нет денег. Что можно купить без денег и можно ли купить благодать Божию за деньги? Конечно же, благодать Божия не продается и не покупается, но это не значит, что дается она даром. Даром полученное, как правило, не ценится. Поэтому здесь говорится о цене, но не серебром исчисляемой. Цена благодати определяется верой. Жаждать просвещения свыше может только верующий, как и осознавать свое духовное бессилие. Упоминаемое здесь вино — образ духовного радования, а «тук» — символ изобилия даров Божиих. Блаж. Иероним видит в нем указание на евхаристию как совершеннейший и лучший из даров Божиих.
Далее, пророк говорит о том, что вера, утоляя духовную жажду, делает человека равнодушным к земным благам. Те, кто за счастье считают достижение изобилия всех благ, могут этого добиться (и то не всегда), но, вместе с тем, узнают и глухую тоску, неудовлетворенность. Это закон. Мало душе одних земных благ, нужны и духовные. «Послушайте Мене, и жива будет во благих душа ваша». Это обращение от Лица Божия ко всем народам. В этих словах основание завета. От Бога — обещание жизни во всей полноте, а от человека — доверие и послушание. Свидетель завета «во всех языцех» — Господь, к Которому обратятся и те, кто не знал Его. Тем более Он готов приблизиться к тем, кто ищет Его. Но для этого надо оставить «пути своя», то есть покаяться и переменить жизнь, обратиться к Господу всем сердцем. Если кого-то смущает сомнение: возможно ли человеку грешному, с долголетними немощами получить от Бога прощение и милость, то такому через пророка сказано, что и пути, и мысли у Бога Свои, не такие, как у людей. Поэтому, как дождь или снег с неба не вернется туда, пока не напоит землю, не созреет на ней хлеб, так и слово Божие не пропадет даром, не останется без отклика в душе, не допустит Господь помешать Ему, если искренно обращение к Нему. Когда же в грешной душе рассеется сомнение в милосердии Господа, укрепится вера, тогда все вокруг запоет. Кажется ведь выпущенному из темницы, что вокруг горы и холмы пляшут от радости, а деревья машут ветвями. Как радостная весть возбуждает ревность в восприятии учения Евангелия, так и проповедь Евангелия не прекратится. Будет Имя Господне вечным источником радости, потому что жизнь каждого верующего силой Божией превратится в cад, где кипарис поднимется вместо крапивы и колючих кустарников, так что будет приятно смотреть на цветущую землю там, где была лишь заброшенная пустошь.
Эта паремия читается на освящении воды потому, что вода здесь — образ благодати Св. Духа. Вода, освящаемая в праздник Богоявления, — уже не символ, а проводник этой благодати.
- 558 просмотров