Престольный праздник храма села Токуши. Архиерейская литургия
Я́ко к целе́бному исто́чнику притека́ем к тебе́, Амвро́сие, о́тче наш. Ты бо на путь спасе́ния нас ве́рно наставля́еши, моли́твами от бед и напа́стей охраня́еши, в те́лесных и душе́вных ско́рбех утеша́еши, па́че же смире́нию, терпе́нию и любви́ науча́еши. Моли́ Человеколю́бца Христа́ и Засту́пницу усе́рдную спасти́ся душа́м на́шим. Тропарь преподобному Амвросию. |
10 июля — четверг 5 седмицы по Пятидесятнице, день памяти прп. Амвросия Оптинского, День благодарственной молитвы Господу о даровании Победы над шведами под Полтавой. В этот день святая церковь вспоминает день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, он затем прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродиакона и позднее — во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Недаром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами ни приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию, и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился как второй старец Амвросий.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где, кроме 1000 монахинь, имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь. 1891 год был последним в земной жизни старца.

В этот же день совершается служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой победе над шведским королем Карлом под Полтавой в 1709 году. 10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год). Полтавская баталия — переломный момент в Северной войне. С победой Петра Первого рухнули планы Карла XII продиктовать русским условия мира в Москве. Триумф русского оружия над овеянной славой армией «северного льва» состоялся 27 июня (по старому стилю). По Григорианскому календарю XVIII столетия это было 8 июля (разница — 11 дней), однако после 1918 года разница составляет уже 13 дней, поэтому в современной России праздник отмечается 10 июля.
Божественную литургию в этот день в храме прп. Амвросия Оптинского с. Токуши совершил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили: прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иером. Далмат (Прохоров) — настоятель храма. Диаконский чин: Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Литургии пропел квартет архиерейского хора под управлением регента Затай А. А.

На литургии было прочитано Евангельское зачало 43 от Матфея: Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Мф. 11:27-30)
По прочтении Евангелия на сугубой ектении были вознесены традиционные молитвословия о даровании Господом мира и единства Церкви нашей. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской».

Архиерей совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В завершении литургии владыка поздравил настоятеля храма иеромонаха Далмата (Прохорова) с 10-летием иерейской хиротонии, пожелав ему ревностного служения у престола Божия, и благословил ему просфору.
По окончании Литургии был совершен молебен преподобному и крестный ход вокруг храма. Архиерей обратился к собравшимся со словами проповеди.
- 850 просмотров