Паломничество к святыням Древней Казанской Земли
В период с 12 по 16 мая Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский, совершил паломничество в Казанскую Митрополию. Владыку сопровождали личный помощник архиерея Д. П. Иващенко, Гуржеева Т. А. — руководитель ЕОРОиК, а также иподиаконы правящего архиерея. В ходе паломничества владыка посетил древние святыни Казанской земли — Раифский монастырь, святыни острова Свияжск и Казани.
![]() |
Первая остановка паломников была в Раифской обители. Раифский Богородицкий монастырь был основан в середине XVII века отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от города Казани. По смерти своих родителей, следуя совету Евангельскому, он раздал всё имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре. Всё Смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом с ним и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил столицу и направился в низовые губернии по Волге. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо- Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времён считались священными у коренных жителей-черемисов).
![]() |
Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников. Ежегодный монастырский празхдник отмечался 31 июля (13 августа по новому стилю), когда Грузинская икона Божией Матери с крестным ходом приносилась в Свияжск и оставалась там на двадцать дней. В 1918 году обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 году арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 году Русская Православная Церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских).
![]() |
С 1930-е годы на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские. Монастырь был возвращён Церкви в 1991 году.
Первый наместник возрождённой обители архимандрит Всеволод (23.01.1959 — 20.08.2016) говорил, что возрождение разрушенной обители могло бы быть только чудом. В 1991 году монастырь официально начал действовать (первый на территории Казанской епархии). 14 августа 1992 года была возвращена из Казани икона Божьей Матери «Грузинская». Во время пребывания в обители паломники поклонились святыням монастыря. У Грузинской иконы Божией Матери был совершен молебен.
На следующий день паломники отправились на древний остров Свияжск. История основания городища гласит: 24 мая 1551 год в Неделю всех святых Шигалей вместе с воеводами и русским войском приплыли по реке Свияга на кораблях и вышли на один из берегов, на возвышенное место. Здесь они начинают вырубать лес для основания города. В этом месте они служат водосвятный молебен, а затем обходят с крестным ходом и окропляют святой водой места для стен будущего города. Затем начинают строить стены города и закладывают храм во имя Рождества Богородицы и Сергия Радонежского. Город построили за 4 недели. Местные жители начинают приезжать к воеводам в новый город и просят, чтобы государь Иван Грозный дал им подданство. Царю Ивану посылают доклад о том, что князь Петр Серебряный убил многих казанцев, при этом понес незначительные потери, также царю сообщают о том, что строят новый город и местные жители («горние люди») хотят служить русскому царю. Получив это известие, для решения всех вопросов царь Иван посылает дворецкого своего Шабаса князя Шамова, бояре же посылают Ивана Феодорова сына Шишкина.
![]() |
Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошел под Казань, он приказал возвести этот город и заполнить все укрепления землей; сам он возвратился на Москву, а город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском.
![]() |
В городке находятся территории двух монастырей. В одном из них хранится частица мощей прп. Германа Казанского. У мощей паломники совершили молебен.
В Казани были посещены святыни Казанского Кремля, и особо помолились у Казанской иконы Божией Матери.
- 3046 просмотров