Первое и второе обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

От земли возсиявши
предтечева глава,
лучы испущает нетления,
верным исцелений

9 марта 2015 года. Православная Церковь празднует день памяти первого и второго обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Литургию Преждеосвященных Даров в соборе Вознесения Господня совершил Епископ Петропавловский и Булаевский Владимир в сослужении духовенства собора.

Первое и второе обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Фотогалерея

Песнопения исполнял хор под руководством регента Попа Е. А.

За Литургией было прочитано Евангелие праздника. Накануне вечером было совершено Праздничное богослужение с помазанием освященным елеем.

В завершение Литургии было совершено славление праздника и прочитана молитва Предтече и Крестителю Иоанну.

По окончании богослужения Владыка обратился к собравшимся с архипастырской проповедью.

Святая Церковь предлагает нам вспомнить святого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, которого Она именует учителем покаяния. Святой Иоанн начал свою проповедь призывом: «Покайтесь!», вся его жизнь и сама мученическая кончина была этим неумолкающим призывом. И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем.

Святое Предание говорит о том, что после усекновения главы св. Иоанна Крестителя нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в «безчестном месте». Но жена царского домоправителя Иоанна, о которой упоминает евангелист Лука, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской.

Через много лет поместье, где была захоронена глава Предтечи, перешло во владение благочестивого вельможи Иннокентия, который захотел построить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с главой Крестителя, от которой совершились многие благодатные знамения. Так произошло первое обретение главы.

Иннокентий перед смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, снова скрыл ее. Но во время царствования Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим, явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. С тех пор она была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совершал множество исцелений от святой главы, приписывая благодать исцеления своему еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать, закопав святыню в пещере, близ города Емессы. Впоследствии на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе.

Слово «покаяние» (по греч. — «метанойя») — дословно переводится как «изменение ума», т. е. изменение всего образа мыслей и чувств человека. Но начать такое изменение может лишь тот человек, кто познает, что он не такой, какой должен быть, что он духовно глубоко болен. Как блудный сын из евангельской притчи, человек должен «придти в себя». Спаситель нужен лишь тому, кто видит, что  погибает.

Преподобный Пимен Великий говорит, что духовная жизнь человека начинается только с познания себя. Всю прошедшую седмицу поста мы просили Господа — «даруй ми зрети моя прегрешения». Но как нам увидеть свои прегрешения? Чтобы разглядеть грязь на своей одежде, человек должен посмотреть в зеркало; чтобы увидеть грязь в своей душе, человек должен посмотреть в Евангелие.

Евангелие — это наше духовное зеркало, которое показывает нам эталон человечности — Христа. Евангельские заповеди — это свойства нормального человека. Вглядываясь в это зеркало, человек начинает осознавать, что он действительно «и нищ, и наг, и слеп».

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что точное исполнение заповедей Христовых показывает человеку его немощь, а преп. Исаак Сирин — что видеть свои грехи выше, чем видеть ангелов. Просвещенный светом Евангелия христианин ясно видит, что не способен сам по себе не только совершить, но и помыслить что-либо истинно доброе.

Грех и зло до того проникли в нашу душу, что овладели самим внутренним источником мыслей и чувств. Все это видит христианин и, признавая в себе невозможность освободиться собственными силами от яда греховного, падает в смирении перед Богом и восклицает: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми... даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего...»

Такое чувство ненадеяния на свои силы в деле спасения и призывание на помощь благодать Божию, — есть отличительное свойство правильной духовной жизни. Когда мы усердной молитвой низведем эту благодать в свою душу, предадим ей свое сердце и дадим беспрепятственно действовать в нас и врачевать наши недуги, то бездна тьмы и зла исчезнет и создастся сердце новое, обновится дух правый. И мы облечемся прежнею первозданною красотою непорочности и правды, которая да будет со всеми нами, благодатью Христовою!

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»