Подвиг духовенства Северного Казахстана как пример исповедничества
В широком смысле слово «исповедничество» можно трактовать как готовность христианина открыто демонстрировать свою веру. Но одно дело — быть христианином в обществе межконфессионального согласия и взаимоуважения и совсем другое — оставаться им в условиях гонений и преследований на религиозной почве. Вот тогда исповедничество становится подвигом. Этот подвиг совершили многие из представителей православного духовенства и мирян Северного Казахстана в период гонений и репрессий против Русской Православной Церкви, прокатившихся разрушительной волной в 20–30 годы прошедшего ХХ века. Для некоторых из них исповедничество стало прямой дорогой к подвигу мученичества.
До революционных потрясений 1917 года на территории современного Северного Казахстана функционировала развитая система Русской Православной Церкви. Только на территории Петропавловского уезда Акмолинской области располагалось пять благочиний — одно городское и четыре сельских, а общее число приходов и храмов, объединявших все православное население, превышало 80. Центрами монашеского подвижничества были три православных монастыря — два женских и один мужской. Строились и благоукрашались храмы, открывались новые
Все изменилось уже в феврале 1917 года, когда политические структуры Российской Империи рухнули. Новые революционные преобразования повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Пришедшее к власти временное правительство сделало первый шаг к строительству вневероисповедного государства. Политический курс, направленный на ослабление влияния православной церкви на народ, на местах часто выливался в противостояние органов новой власти и духовенства. Так, весной 1917 года в немилость Петропавловского Совета рабочих и солдатских депутатов впал Преосвященный Мефодий, епископ Петропавловский, пользовавшийся огромным авторитетом среди православного населения. Во многом благодаря его призывам «к подчинению Временному правительству, к миру и взаимной любви» в городе были предотвращены многие возможные погромы и беспорядки. Тогда любимого народом архиерея не удалось обвинить в реакционной деятельности.
Пришедшие к власти в результате Октябрьского переворота большевики, сразу же начали подготовку законодательства о секуляризации. Результатом этой деятельности явился Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», опубликованный 23 января (5 февраля) 1918 года.
Однако реализовать этот декрет в Западной Сибири и Акмолинской области в тот период не удалось по причине отдаленности и обширности территорий, а также вследствие начавшейся братоубийственной гражданской войны.
После разгрома белого движения и отступления войск Колчака из Петропавловска и уезда, многие представители духовенства вынуждены была эвакуироваться на Восток. Однако надежды на недолговечность безбожной власти не оправдались, и часть их вернулась в свои приходы. Некоторые из них были арестованы, но затем отпущены,
Не удалось большевистским властям закрыть монастыри и национализировать их имущество. Часто этому препятствовало местное население. Так, безрезультатными были попытки изъятия большевистскими активистами имущества и земель
Весь 1920 год прошел в трудах по оживлению пришедшего в упадок экономического и хозяйственного уклада города и уезда. Проблем было столько, что власть не имела возможности вплотную заняться воплощением антирелигиозного законодательства и пока закрывала глаза на обычную размеренную жизнь православных приходов. Ей приходилось даже регулировать некоторые вопросы, связанные с отправлением религиозного культа, находящиеся в ее компетенции.
Однако продовольственная политика большевиков, выразившаяся во введении продразверстки и изъятии всех запасов зерна у крестьянства и казачества, явилась поводом для мощного антибольшевистского восстания, охватившего в 1921 году Западную Сибирь и
В ходе подавления восстания 1921 года советская власть получила долгожданную возможность для разгрома церковной организации и физического уничтожения ее членов. По обвинению в участии в восстании без суда и следствия были убиты настоятельница
Тем самым был нанесен мощный удар по системе
С
23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, который стал одним из инструментов, с помощью которого власти предприняли очередную попытку уничтожить Церковь. Во многих городах страны прошли возмущения против незаконного изъятия богослужебных предметов. Отдельные участники этих возмущений, в том числе и священнослужители, были расстреляны. В Петропавловске и уезде также была создана комиссия по изъятию ценностей. Однако духовенство и приходские советы приняли активное участие не только в отборе ценностей для передачи властям, но еще и устроили сбор средств в помощь голодающим — 14 сентября 1922 года церковными причтами на эти цели была передана 1000 руб.
В 1922 году в Петропавловск прибыл представитель обновленческой «Живой церкви», созданной властью с целью использования ее для полного уничтожения Русской Православной Церкви. Обновленческий епископ Алексей Кононов, объявивший себя законным представителем православной церкви в Петропавловске, своей деятельностью вверг немало священнослужителей и мирян в обновленческий раскол. Многие, наименее стойкие, пошли под руководство этого лжеепископа. Однако нашлись и истинные служители, не отошедшие от канонической церкви, возглавляемой патриархом Тихоном. Открытую борьбу с обновленчеством вел священник
С жалобами на обновленцев к патриарху Тихону обращались священники и прихожане
В декабре 1923 г. Народный комиссариат внутренних дел Казахской ССР разослал по губерниям циркулярное постановление, в котором говорилось, что «до сего времени в силу целого ряда препятствий не проведен в жизнь полностью» Декрет Совнаркома 1918 года «Об отделении церкви от государства». Теперь же, «с полной ликвидацией открытых фронтов гражданской войны, частых вспышек
Приходы были лишены статуса юридического лица. Все церковное имущество вместе со зданиями церквей и молитвенных домов, объявленное достоянием государства, теперь фактически изымалось от религиозных обществ и затем передавалось им в пользование на правах аренды. Для получения его, община верующих должна была пройти обязательную государственную регистрацию и только потом заключить договор на право пользования этим имуществом, включающий только обязательства арендатора. Достаточно привести несколько строк этого договора, чтобы понять истинный его смысл: «За непринятие всех зависящих от нас мер к выполнению обязанностей, вытекающих из сего договора, или же за прямое его нарушение, мы подвергаемся уголовной ответственности по всей строгости революционных законов, при чем, договор этот Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов может быть расторгнут».
Обычным явлением была волокита при регистрации общин. Так, староканоническая община Зенковской церкви в 1923 г. в течение нескольких месяцев не могла получить документы о регистрации. В своей жалобе в Народный комиссариат юстиции КССР члены приходского совета, ничего не добившись в Петропавловском уездном исполкоме, просили «или немедленно зарегистрировать общину, или же в противном случае, уведомить о причине отказа в регистрации и выдать все документы, отосланные в Петропавловский уисполком, на предмет обжалования перед кем следует».
Духовенство переводилось в разряд наемного обслуживающего персонала, который нанимается общиной для исполнения религиозных обязанностей и не участвует в управлении ее деятельностью. Статус служителя церкви становился неким клеймом, лишавшим человека многих человеческих и гражданских прав. За священнослужителями устанавливается особый надзор. Каждое духовное лицо обязано было зарегистрироваться в органах внутренних дел, где на него заводилось персональное дело. Священнослужители были лишены избирательных прав. Часто, в нарушение существующего законодательства, избирательных прав лишались и совершеннолетние члены их семей, а также члены церковного совета. Так, от участия в избирательной компании 1923 года в Петропавловском уезде отстранялось 514 человек по причине принадлежности к служителям религиозных культов.
Духовенство полностью изолировалось от участия в
Полное бесправие священнослужителей позволяло властям лишать их крыши над головой, выселяя с семьями из бывших церковных домов, принуждать сдавать собранные ими средства добровольных пожертвований в пользу различных фондов, отчислять проценты из средств, полученных за богослужения
В местной прессе — газете «Мир труда», республиканских и всесоюзных периодических изданиях, была развязана самая разнузданная пропагандистская компания, направленная против православной церкви и ее священнослужителей. Оскорбительные заголовки статей и их уничижительное содержание открыто унижали человеческое достоинство духовенства и верующих людей.
Было запрещено использование религиозной символики и присутствие икон в общественных местах, воспрещались крестные ходы и колокольный звон.
Объектом борьбы с церковью стали даже названия населенных пунктов, «носящих религиозные имена». Коммунистические ячейки и органы исполнительной власти в волостях и селах пытались инициировать их переименования.
Так, комячейка поселка Архангельского предложила переименовать его в поселок «Чайка» — в честь погибшего в восстании 1921 г. политического работника по фамилии Чайка. Поселок
Так и не смогли прийти к единому мнению инициаторы переименования поселка Боголюбовского — комячейка настаивала на имени «погибшего борца тов. Докучаева», а волисполком требовал назвать «в честь погибшего борца тов. Королева». Однако православные жители этих селений отказывались от голосования по этому вопросу.
В целом, особенностью периода 1923–1928 годов было отсутствие физического уничтожения духовенства: случаи арестов были, но приговоров к смерти — нет.
В начале 1929 года на местах была получена директива за подписью Кагановича, в которой подчеркивалось, что религиозные организации (церковные советы, мусаваллиаты, синагогальные общества и пр.) являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Тем самым фактически была дана команда к новому широкому применению административных и репрессивных мер в борьбе с религией.
Начались массовые закрытия церквей и упразднения православных общин. В течение
Здания церквей, передаваемые для
Закрытие храмов и уничтожение святынь сопровождалось арестами священнослужителей, их ссылками и заключением в лагеря, расстрелами. С 1929 по 1932 год было расстреляно несколько служителей церкви — священник села Сергеевки о. Павел Подборнов, села Рявкино — о. Тихон Ерошкин, села Петровки — о. Николай Редькин и другие. Многие были арестованы и затем отправлены в лагеря.
Новый чудовищный удар был нанесен по Русской Православной Церкви в 1937 году. Перепись населения 1937 года, в которую включен был и вопрос о религиозных убеждениях, обнаружила, что 2/3 сельского населения, составлявшего тогда большинство в стране, и 1/3 городского продолжают считать себя верующими. Поэтому для полного «преодоления религии» был выбран иной метод, считавшийся более надежным, чем пропаганда, — метод физического уничтожения духовенства и наиболее активной части верующего населения. В 1937 году только в Петропавловске было расстреляно 6 священников. Многие, из служивших в остававшихся еще незакрытыми церквях, также подверглись физическому уничтожению. Вместе со священниками и диаконами к высшей мере наказания приговаривались псаломщики, певчие, председатели церковных советов, церковные сторожа и многие другие православные.
Арестованным, как правило, предъявляли самые вздорные, фантастические обвинения: в заговорах, шпионаже, саботаже, терроре. Священник села Щучье Мамлютского района о. Афанасий Милов в 1937 году был выдвинут церковным советом кандидатом в депутаты Верховного Совета за свои лидерские качества. Итог — обвинение в контрреволюционной агитации и намерении сорвать выборы в Верховный Совет. Во время следствия, на вопрос рассказать о своей контрреволюционной деятельности, о. Афанасий ответил: «Действительно верно, я открыто проповедовал на селе Евангельское учение». Виновным себя он не признал. Приговор — высшая мера наказания. Не признал себя виновным и бывший священник закрытой церкви села Полудина о Василий Бова, также расстрелянный. Оба канонизированы.
Настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников Российских о. Кирилл Каледа, что на Бутовском полигоне, которому приходилось много работать с так называемыми «расстрельными» делами, пишет: «При изучении следственных дел невозможно не заметить разницу между поведением верующих и неверующих. Маршалы, не раз смотревшие смерти в лицо, писали такие небылицы о себе и своих близких… (Я говорю это не в осуждение — не дай Бог
В 1938 г. советская власть завершила
- 6032 просмотра