Праздников Праздник и Торжество из Торжеств — Светлое Христово Воскресение 2023 года
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. |
В ночь с 15 на 16 апреля 2023 года верующие Русской Православной Церкви в Республике Казахстан со всем христианским миром встретили Праздник праздников и Торжество из торжеств — Светлое Христово Воскресение, Светлую и Спасительную Пасху. Пасха — главный праздник всего церковного года, смысловой центр православного календаря. Пасха — это праздник Воскресения Христова. Это переходящий праздник, его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря. Праздник не принадлежит к числу двенадцати двунадесятых праздников, а стоит как бы над их кругом, потому что его значение по-настоящему уникально.
На Пасху мы вспоминаем о событиях, описанные в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами — Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом. В пятницу Страстной седмицы — Страстную, или Великую, пятницу — Спаситель был распят на кресте. Ученики похоронили Его в гроте — пещере, которая находилась рядом с Голгофой, горой, где совершались казни — распятия.
В ночь с субботы на воскресенье, то есть накануне иудейской Пасхи, Мария Магдалина и другие женщины пришли к пещере, чтобы омыть и умастить благовониями тело казненного Христа. Этих женщин в Церкви принято называть Женами-мироносицами.
Преданные Господу ученицы обнаружили, что камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а сам гроб пуст. Им явились два Ангела и возвестили Воскресение Христа: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк 24:4-5).
Воскресение Христово — это смысловой центр всего христианства. Апостол Павел писал в Первом послании Коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14).
За три часа до начала богослужения в соборе совершалось чтение книги Деяний Апостольских. «Наилучшим доказательством истины Воскресения Христова служат чудеса, совершенные Апостолами, а книга Деяний есть не иное что, как повествование о чудесах апостольских»,— так говорит об этом древнем обычае святитель Иоанн Златоуст.
Пасхальное богослужение началось полунощницей с каноном Великой Субботы «Волною морскою» перед располагающейся посреди храма плащаницей. Служение полунощницы совершил иерей Максим Абдулхасанов. При пении заключительного ирмоса «Не рыдай Мене Мати» священнослужители, при словах «востану бо и прославлюся», подняли плащаницу с гробницы, стоящей в центре храма, и унесли в алтарь. Здесь, на святом престоле, она будет находиться до Вознесения, — в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа.
Пасхальное Богослужение в Кафедральном Соборе Вознесения Господня возглавил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, иером. Серафим (Максимов), иер. Максим Абдулхасанов — клирики храма. Диаконский чин: Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Пасхальной Утрени и Литургии исполняли хор Кафедрального собора под управлением регента Затай А. А.
По окончании полунощницы, под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» и колокольный трезвон, вокруг собора был совершен крестный ход. Пасхальная утреня продолжилась пением пасхального канона, составленного в VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным. После окончания канона духовенством и хором были исполнены стихиры Пасхи. После стихир владыка Владимир прочитал «Слово огласительное святого Иоанна Златоуста», в котором все верующие призываются насладиться Светлым торжеством и войти в радость Воскресшего Господа.
Во время пения пасхальных часов священнослужители сменили белые облачения на красные. На Литургии было прочитано Евангельское Зачало 1 от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Ин. 1:1-17)
На сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской».
Владыка совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
За Литургией прот. Сергием Первушиным было оглашено Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА. В завершении службы Владыка обратился к молящимся со словами проповеди.
По заамвонной молитве был освещен артос, а по окончании богослужения освятили куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.
- 1413 просмотров