Рождественское послание епископа Петропавловского и Булаевского Владимира

 

 

«Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума»

(Тропарь Рождеству Христову)

Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский

Дорогие отцы, братья и сестры в пределах епархии пребывающие!

Сердца наши вновь ликуют в переживании непостижимого чуда Рождества Христова. Каждый год в течение десятков столетий христиане в разных странах и народах вновь и вновь изумляются откровению Пресвятой Троицы, которое совершилось на Святой земле более двух тысяч лет тому назад.

«Христос рождается прежде падший воскресити образ», — напоминает в эти дни Святая Церковь в своем Рождественском песнопении (тропарь предпразднству, глас 4). И слова эти относятся не только к ветхозаветному человечеству, но и к каждому из нас, ныне живущему. Ведь суета житейская и соблазны мира сего способны помрачить образ любого человека; и мы бываем склоны к падению и нередко падаем под тяжестью дней и событий.

Поэтому ежегодно, обращаясь к верующим на праздник Рождества Христова, Церковь призывает всех вспомнить о том, что человек — это венец творения Божьего. В День Рождения Господа Иисуса Христа Новорожденный Сам напоминает о том, что Он «пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18: 11), то есть протянуть каждому из нас руку помощи, извлечь из бездны нашего падения и ввести нас вместе с Собой в Дом Небесного Отца.

Как и в ту далекую ночь, в эти праздничные дни в наших храмах Небеса соединяются с миром Земли. Давайте вслушаемся в то, о чем проникновенно говорит святитель Димитрий, митрополит Ростовский: «Вошел Царь Небесный в земной вертеп, и вошло с Ним всё Его воинство и Его чин Небесный; вошло с Ним Небо со всем своим небесным величием». И мы призваны быть очевидцами этого снисхождения Небес в мир человеческий; мы должны быть свидетелями небесного величия каждого человека, живущего на земле.

Порою звучит недоуменный вопрос, как можно сегодня говорить о небесном достоинстве современного человека, который уже до крайности помрачил в себе образ и подобие Божие? О каком величии человека можно говорить, когда, по слову Апостола Иоанна Богослова, «мы знаем… что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Полное обмирщение человеческого сознания европейцев; излишняя толерантность в вопросах, требующих однозначно твердого суждения; псевдорелигиозный радикализм наталкивают нас на мысль о приближающемся конце человеческой эпохи. Однако, несмотря на эти мрачные мысли, вновь и вновь на Рождество вся полнота Церкви Торжественно восклицает словами пророка Исайи: «С нами Бог… Внемляйте все отдаленные земли, вооружайтесь, и трепещите…» (Ис. 8:9–10).

В дни рождения мы обычно благодарим своих родителей, вспоминаем наших предков из старших поколений, рассказываем разные истории из своего детства, молодости и зрелости… И над всем, по слову Евангелия, царит радость, «потому что родился человек в мир» (Ин. 16: 21). Рождение в мир Христа Спасителя дало жизнь Церкви Новозаветной. Как и ее Божественный Основатель, Святая Церковь также имеет историю своего происхождения, День своего рождения и летопись своего бытия.

В минувшем году наше земное Отечество отметило 25-летний юбилей. Эту радость благословенного Казахстана разделили сотни тысяч православных граждан. Для нас Казахстан — это, прежде всего, Родина, потому, что эта земля вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила своему языку. Казахстан — это земля, освященная кровью святых новомучеников и исповедников. Подвиг тысяч заключенных Карлага указывает на святость нашей Казахстанской земли. Недаром Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал нашу благословенную землю «распростертым небу антиминсом».

Казахстанская Церковь в минувшем году отметила значимое событие: 50 лет со дня преставления преподобного Севастиана Карагандинского, одного из самых ярких представителей святых новомучеников и исповедников православной церкви. Семь лет преподобный провёл в Карлаге. Пройдя через лагерные трудности, батюшка не понаслышке знал, какие испытания пришлось перенести переселенцам в казахстанской степи. Мы знаем, что именно его усилиями в Караганде была создана большая полумонашеская община. После освобождения отец Севастиан остался в селе Большая Михайловка под Карагандой, хотя мог уехать из Казахстана к себе на родину. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в своем послании по случаю юбилея преподобного отметил: «Дай Бог, чтобы его подвиг побудил всех нас к очищению души и сердца, к следованию благому примеру православных святых, делом исполнивших заповедь о любви к Богу и ближнему».

И сегодня, когда у многих верующих возникают внутренние нестроения, сомнения, состояние уныния, мне хотелось бы развеять опасения и страхи тех, кто уныло и безнадежно размышляет о духовном состоянии и о будущем нашего современного общества. За годы церковного возрождения Северного Казахстана сформировалось новое поколение, которое с раннего детства причастно Святым Христовым Тайнам, благодаря просветленному разуму и христианскому усердию их родителей. Они еще малы, эти дети и подростки, но число их растет, и Благодать Божия, воспринятая ими в детстве, вскоре принесет свои плоды там, где они будут совершать свой жизненный подвиг под сенью Креста сонма святых Земли Казахстанской: преподобного Севастиана Карагандинского, святителя Николая Алма-Атинского и священномученика Мефодия Петропавловского.

Возлюбленные братья и сестры! В Рождестве Христовом мы обрели сокровище, равного которому нет в истории мира. Сегодня мы со всех сторон слышим увещевания о ценностях гуманистических и материальных, общечеловеческих и национальных, научных и культурных. Но лишь христианство обладает наивысшей ценностью, лишь оно одно дает человеку смысл жизни и вводит его в Вечность.

Именно эта осмысленная и постоянно живущая в сердце ответственность должна быть в центре нашей духовной жизни, нашей просветительской миссии и нашего личного исповедания веры пред Богом и людьми. Особенно важно для нас научиться дарить жизнеутверждающую христианскую радость тем, кто еще не сумел пережить ее в своем сердце. Если же мы станем уподобляться «ревнителям не по уму» — хмурым и бесконечно строгим в своих страхованиях, — то мы окажемся весьма далекими от исполнения заповеди апостола Павла, который призывает нас: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь!» И далее он ободряет нас уверением: «Господь близко» (Флп. 4: 4–5)

Господь близко, дорогие мои! Давайте же уподобляться премудрым евангельским волхвам всякий раз, когда в храмах и в домах мы предваряем наши молитвословия известной молитвой:

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, возлежащему в каменных яслях Рождественского вертепа.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу, путь к Которому нам указала звезда Вифлеема, а имя открыли Ангелы Небесные.

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему, Который есть Начало и Конец, Альфа и Омега истории рода человеческого».

Будем же делиться Рождественской радостью со всеми людьми, потому что вот оно, чудо: Христос посреди нас — и есть и будет!

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»